Замерзшая планета. На Марсе обнаружены почвы, подобные субарктическим регионам Земли

Вопрос о существовании жизни на Марсе давно привлекает внимание ученых и общественности. Центральную роль в изучении этого вопроса играет понимание прошлого климата планеты. Был ли Марс теплым и влажным с реками и морями или же холодным и ледяным? Новое исследование, опубликованное в журнале Communications Earth and Environment, обнаруживает сходство между марсианскими почвами и почвами холодного субарктического климата Ньюфаундленда в Канаде, сообщает Desert Research Institute.

Исследователи искали земные почвы, которые могли бы быть аналогичны почвам кратера Гейла на Марсе, чтобы лучше понять исторические условия на красной планете. Почвы и горные породы этого кратера предоставляют информацию о климате Марса около 3-4 миллиардов лет назад, когда на планете присутствовала значительная вода.

«Кратер Гейла – это палеоозеро, где, очевидно, присутствовала вода. Но каковы были условия окружающей среды в то время?»

• Энтони Фельдман, почвовед и геоморфолог

Марсоход Curiosity с 2011 года исследует кратер Гейла и обнаружил значительное количество так называемого «рентгеноаморфного материала» в почвах и горных породах. Этот материал, не имеющий кристаллической структуры, трудно поддается характеристике традиционными методами, такими как рентгеновская дифракция.

Исследовательская группа посетила несколько мест на Земле, включая Ньюфаундленд, горы Кламат в Северной Калифорнии и западную часть Невады, для анализа почв. Они использовали рентгеновский дифракционный анализ и просвечивающую электронную микроскопию, чтобы изучить почвы на более детальном уровне. Результаты показали, что аморфный материал, найденный в субарктических условиях Ньюфаундленда, схож по химическому составу с материалами из кратера Гейла, хотя и не обладает кристаллической структурой.

«Это показывает, что для образования таких материалов нужна вода. Но для сохранения аморфного материала в почвах необходимы холодные условия, близкие к заморозкам среднегодовые температуры,»

• Энтони Фельдман, почвовед и геоморфолог

Таким образом, исследование улучшает наше понимание климата Марса, указывая на его возможные холодные и ледяные условия, аналогичные современным субарктическим регионам на Земле, таким как Исландия.