Взрыв близкой сверхновой едва не разнес нашу Солнечную систему на куски 4 миллиарда лет назад

Сверхновая, взорвавшаяся вблизи нашего формирующегося Солнца, могла бы уничтожить то, что стало нашей Солнечной системой, если бы не щит из молекулярного газа.

К такому выводу пришли ученые, изучая изотопы элементов, обнаруженные в метеоритах. Эти космические камни представляют собой осколки астероидов, которые образовались из материала, находившегося в момент формирования Солнца, а затем и планет Солнечной системы. Таким образом, метеориты являются своеобразными окаменелостями, позволяющими ученым реконструировать эволюцию Солнечной системы.

Исследовательская группа обнаружила в образцах метеоритов различную концентрацию радиоактивного изотопа алюминия. Эта информация свидетельствует о том, что около 4,6 млрд. лет назад в наш планетарный мир попало дополнительное количество радиоактивного алюминия. По словам членов исследовательской группы, наилучшим объяснением такого вброса радиоактивного материала является взрыв близкой сверхновой звезды.

По мнению исследователей, возглавляемых астрофизиком Дорис Арзуманян из Национальной астрономической обсерватории Японии, наш младенец — Солнечная система, вероятно, пережил взрыв сверхновой. Родовой кокон Солнечной системы, вероятно, послужил буфером для этой ударной волны, добавили они.

Взрывы сверхновых происходят, когда у умирающих массивных звезд заканчивается топливо для ядерного синтеза, и их ядра больше не могут противостоять гравитационному коллапсу. Когда ядро разрушается, возникает сверхновая, которая разбрасывает в космос тяжелые элементы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности звезды.

Этот материал становится строительным материалом для следующего поколения звезд, но взрывная волна, выносящая его наружу, может быть достаточно сильной, чтобы разорвать на части все новорожденные планетные системы, оказавшиеся поблизости.

Звезды рождаются в гигантских облаках молекулярного газа, состоящих из плотных нитей. Малые звездные тела, такие как Солнце, формируются вдоль этих нитей, а более крупные звезды, такие как та, что взорвалась бы в этой сверхновой, обычно образуются в точках, где эти нити пересекаются друг с другом.

Учитывая это, Арзуманян и его коллеги подсчитали, что ударной волне сверхновой потребовалось бы около 300 000 лет, чтобы разрушить плотную нить, защищающую младенческую Солнечную систему.

Метеориты, богатые радиоактивными изотопами, откололись от более крупных тел, таких как астероиды, которые родились в первые 100 000 лет существования Солнечной системы, когда она еще находилась в этой плотной нити. Кокон должен был защищать формирующуюся Солнечную систему от жесткого излучения горячих и массивных звезд, называемых звездами типа OB, что могло негативно сказаться на формировании таких планет, как Земля.

Новые результаты позволяют предположить, что нить не только выполняла роль защитного экрана, но и могла улавливать и направлять радиоактивные изотопы, доставляя их в область вокруг формирующегося Солнца.

Исследователи считают, что полученные ими результаты могут иметь решающее значение для понимания процессов формирования и эволюции звезд и их планетных систем.

«Этот сценарий может иметь множество важных последствий для нашего понимания формирования, эволюции и свойств звездных систем», — пишут авторы исследования, опубликованного в апреле в журнале Astrophysical Journal Letters.

«Например, основная нить может играть важную роль в защите молодой солнечной системы от дальнего ультрафиолетового излучения OB-звезд, которое может привести к фотоиспарению протозвездного диска, влияя на его конечный размер, что окажет непосредственное влияние на формирование планет внутри диска», — добавили они.