Ученые США предлагают объявить эпоху «лунного антропоцена»

Спутник нашей планеты больше не является первозданным, утверждают ученые. Больше 60 назад произошло первое знакомство человека с Луной, когда российский космический аппарат в 1959 году совершил посадку на лунный грунт. С тех пор множество миссий отметились путешествием к спутнику Земли, некоторые из них потерпели крушение. На поверхности Луны уже скопилось немало следов пребывания человека: от разбившихся космических аппаратов и неработающего оборудования до мешков с мусором и даже произведений искусства.

Перечислив все эти факторы, ученые Канзасской геологической службы Калифорнийского университета призывают мир объявить новую  эпоху — «лунный антропоцен». Подтверждение новой геологической эпохи на Луне подчеркнет негативное воздействие человека на экологию спутника Земли и, возможно, станет толчком к принятию мер по смягчению вредного влияния.

«В контексте новой космической гонки лунный ландшафт через 50 лет будет совершенно другим, — отмечают ученые в своей работе, опубликованной в журнале Nature Geoscience. — … мы стремимся привлечь интерес не только ученых-планетологов, но также археологов и антропологов, которые обычно не участвуют в дискуссиях о планетарной науке».

Ученые сделали подборку фото с изображением предметов и последствий аварий, оставленных человеком на поверхности Луны. Cреди них: Кратер, образовавшийся в результате удара американского лунного зонда «Рейнджер-6» в 1964 году. (б) Место падения верхней ступени Сатурна IVB американского космического корабля «Аполлон-13» в 1970 году; (c) место крушения израильского лунного модуля «Берешит» в результате мягкой посадки в 2019 году; d) китайский лунный аппарат «Чанъэ-4», запущенный в 2018 году; (e) Фотография и частичный след, оставленный астронавтом Чарльзом Дьюком во время миссии США «Аполлон-16» в 1972 году; (f) Площадка США для проведения экспериментов на поверхности Луны Аполлона-17 в 1972 году: гравиметр лунной поверхности на переднем плане и лунный модуль на дальнем плане; g) зонд НАСА «Сервейер-3» США, приземлившийся в 1967 году, и следы «Аполлона-13», обнаруженные более трех лет спустя, в результате которых были обнаружены некоторые компоненты зонда; (h) Следы российского вездехода «Луноход-2», развернутого во время миссии «Луна-21» в 1973 году. ( Холкомб и др.)

Фото на обложке: NASA