Ученые пропустили астероид размером с небоскреб, который пролетел очень близко к Земле

Астероид размером с 20-этажный дом пролетел на прошлой неделе некомфортно близко к Земле, проскочив мимо нашей планеты на расстоянии, составляющем примерно четверть расстояния между Землей и Луной, а астрономы заметили его только через два дня.

По данным НАСА, космический камень шириной около 60 м, получивший название 2023 NT1, пролетел мимо нашей планеты 13 июля со скоростью примерно 86 000 км/ч. Однако из-за того, что камень летел к Земле со стороны Солнца, блики нашей звезды ослепили телескопы, заметившие астероид лишь после его пролета.

Астрономы узнали о существовании астероида только 15 июля, когда телескоп в Южной Африке, входящий в систему последнего оповещения о столкновении астероида с Землей (ATLAS), предназначенную для обнаружения астероидов за несколько дней или недель до возможного столкновения, зафиксировал его уход из нашего региона. По данным Центра малых планет Международного астрономического союза (International Astronomical Union’s Minor Planet Center), вскоре после этого его заметили и более десятка других телескопов.

Несмотря на столь неожиданное приближение, астероид 2023 NT1 не настолько велик, чтобы считаться потенциально опасным объектом: рассчитав траекторию движения астероида на ближайшее десятилетие, астрономы утверждают, что риск столкновения с ним не велик. Более того, последние исследования показывают, что в ближайшие 1000 лет Земле не грозят столкновения с астероидами — по крайней мере, с крупными, способными привести к вымиранию.

Тем не менее, Солнце остается хорошо известным «слепым пятном» в поисках околоземных астероидов, и 2023 NT1 — едва ли можно назвать первым малозаметным астероидом, ускользнувшим от нашего внимания. В 2013 г. астероид длиной около 18 м прошел по схожему пути сквозь солнечные блики и остался незамеченным, после чего взорвался в небе над Челябинском. Взрыв вызвал ударную волну, которая разрушила здания и осыпала стекла на многие километры вокруг, в результате чего пострадали около 1 500 человек.

Хотя ученые внимательно следят за более чем 31 000 известных околоземных астероидов, они прекрасно понимают, какую опасность представляет собой «мертвая зона» Солнца. Для устранения этой угрозы Европейское космическое агентство ведет активную работу над проектом NEOMIR. Спутник, запуск которого запланирован на 2030 год, будет двигаться по орбите между Землей и Солнцем, пытаясь обнаружить крупные астероиды, скрытые в сиянии нашей звезды.