«Строительные блоки жизни» обнаружены на Марсе в 10 различных образцах горных пород

Марсоход НАСА Perseverance обнаружил в марсианском кратере широкий спектр органических молекул, сообщается в новом исследовании.

Органические соединения — это молекулы, состоящие из углерода и часто включающие другие элементы, такие как водород, кислород, азот, фосфор и сера. Ранее ученые обнаружили несколько типов органических молекул марсианского происхождения — в метеоритах, упавших на Землю, и в кратере Гейла на Красной планете, который ровер НАСА Curiosity исследует с 2012 года.

«Они являются интересной находкой для астробиологов, поскольку их часто рассматривают как строительные блоки жизни», — сказала ведущий автор исследования Сунанда Шарма, планетолог.

Однако «важно, что они могут быть созданы в результате процессов, не связанных с жизнью», — подчеркнула Шарма. Таким образом, изучение того, какие органические молекулы существуют на Красной планете и как они образовались, является ключевым для понимания того, что может или не может быть связано с жизнью на Марсе.

«Как планетологи и астробиологи, мы очень осторожны в формулировании утверждений. Утверждение о том, что источником органики или возможных биосигнатур является жизнь, — это гипотеза на самый крайний случай, то есть мы должны исключить любой небиологический источник происхождения», — сказала Шарма.

В новом исследовании Шарма и ее коллеги проанализировали данные, полученные с марсохода Perseverance. В феврале 2021 года ровер совершил посадку в кратере Джезеро, где находился древний озерный бассейн, который, как предполагалось в предыдущих работах, имел высокий потенциал для существования жизни. На дне кратера также присутствуют глина и другие минералы, которые могут сохранять органические вещества.

В частности, ученые изучили данные прибора Scanning Habitable Environments with Raman and Luminescence for Organics and Chemicals (SHERLOC), установленного на борту Perseverance. SHERLOC — первый инструмент на Марсе, способный проводить мелкомасштабное картирование и анализ органических молекул.

Исследователи сосредоточили свое внимание на данных SHERLOC, полученных с Мааза и Сейтаха — двух скальных образований на дне кратера Езеро. Когда ультрафиолетовый свет от SHERLOC освещает органические соединения, они могут светиться, подобно веществам под лампой черного света. Отпечаток длины волны в свечении молекулы может помочь ее идентифицировать.

Шарма и ее коллеги обнаружили признаки органических молекул во всех 10 объектах, пробуренных Perseverance на Маазе и Сеите, что охватывает период времени, по крайней мере, от 2,3 до 2,6 млрд. лет назад.

Это «указывает на возможность того, что строительные блоки жизни могли присутствовать на поверхности Марса в течение длительного времени, причем более чем в одном месте», — сказала Шарма.

Ученые обнаружили свидетельства существования множества различных классов органических молекул. Они располагались в пространстве Мааза и Сеиты в различных формах, что позволяет предположить, что они могли возникнуть из различных минералов и в результате различных механизмов образования. В основном эти органические соединения оказались сопряжены с минералами, связанными с водой.

«То, что возможные органические сигналы различаются по типу, количеству обнаружений и распределению между двумя блоками дна кратера, было удивительным и захватывающим», — сказала Шарма. «Это говорит о существовании различных механизмов формирования, сохранения или транспортировки органических веществ в кратере и, в более широком смысле, на поверхности Марса».

Ученые не смогли идентифицировать конкретные органические молекулы.

«Чтобы подтвердить наличие органики и ее конкретные типы, необходимо вернуть образцы на Землю», — сказала Шарма. «Это и есть наша цель».