Причудливые многоугольники на поверхности Марса намекают на возможность существования инопланетной жизни на Красной планете

«Россыпь хорошо сохранившихся древних грязевых трещин» на марсианской поверхности указывает на то, что в прошлом на Марсе была возможна внеземная жизнь, говорится в новом исследовании.

В 2021 году марсоход НАСА Curiosity сфотографировал многоугольные фигуры на склонах горы Шарп, пика высотой 5 км в кратере Гейла — большом углублении, где Curiosity впервые приземлился в 2012 году и провел всю свою миссию. Фигуры, которые в основном имеют пять или шесть сторон, датируются периодом между 3,8 и 3,6 млрд лет назад.

Первоначально исследователи идентифицировали эти формы как грязевые трещины, что служило еще одним доказательством того, что Марс когда-то был гораздо более влажной планетой. Однако в новом исследовании, опубликованном 9 августа в журнале Nature, ученые повторно проанализировали следы и обнаружили, что они образовались во время циклов влажности и сухости, аналогичных сезонным циклам на Земле, о которых до сих пор не было известно, что они происходят на Марсе.

«Это первое достоверное свидетельство того, что древний климат Марса имел такие регулярные влажно-сухие циклы, как на Земле», — заявил ведущий автор исследования Уильям Рапин, ученый-планетолог из Национального центра научных исследований (CNRS) во Франции. «Но еще важнее то, что влажно-сухие циклы полезны — возможно, даже необходимы — для молекулярной эволюции, которая может привести к возникновению жизни».

Грязевые трещины были обнаружены в области, расположенной над богатым глиной переотложением, которое когда-то было дном древнего озера, и под областью, богатой сульфатами, которые остаются после высыхания воды. Первоначально это позволило предположить, что грязевые трещины образовались при высыхании древнего озера. По данным НАСА, ранее «Кьюриосити» обнаружил подобные Т-образные грязевые трещины в 2017 году на участке, получившем название «Старый сокер», недалеко от места обнаружения новых трещин.

Однако новые трещины содержат следы сульфатов, что говорит о том, что в процессе их образования они неоднократно пересыхали, то есть образовались в период, когда уровень воды в озере постоянно повышался и понижался. Это также объясняет, почему эти трещины имеют многоугольную форму по сравнению с Т-образной формой трещин Old Soaker. По мере многократного образования трещин одного и того же типа они превращались в более сложную форму, пишут исследователи.

Подобные циклы влажности и сухости на Земле являются одним из объяснений того, как впервые возникли органические соединения — молекулы, содержащие углерод и другие элементы, которые присутствуют во всех живых организмах, — пишут исследователи в своем заявлении. Постоянно меняющиеся условия могут постоянно изменять доступные химические вещества в окружающей среде, стимулируя тем самым химические реакции, в ходе которых полимеры, или цепочки молекул, превращаются в органические соединения, такие как нуклеиновые кислоты, или предшественники ДНК, добавили они.

Марсоходы уже обнаружили органические соединения в различных марсианских породах. Ученые также обнаружили эти соединения внутри марсианских метеоритов, упавших на Землю. Однако эти соединения могут образовываться и в результате естественных геологических процессов, а также в астероидах, что позволяет предположить, что они могли упасть на Красную планету. Все это не позволяет ученым связать эти соединения с внеземной жизнью.

Однако открытие циклов «влажный-сухой» позволило выявить естественный процесс, который может не только объяснить, как возникли эти органические соединения, но и как они могли «способствовать зарождению жизни», — отметил в своем заявлении Ашвин Васавада, ученый из Научной лаборатории Марса Лаборатории реактивного движения НАСА в Калифорнии, который не принимал участия в исследовании.

Это не первый случай обнаружения странных многоугольников на марсианской поверхности. В марте 2022 года орбитальный аппарат НАСА Mars Reconnaissance Orbiter сфотографировал сверху гораздо более крупные многоугольники с белыми контурами. Эти загадочные формы были созданы скрытыми пластами льда, упирающимися в марсианскую поверхность.