Новый метод поиска воды на астероидах. Российские ученые сделали прорыв

Российские ученые разработали инновационный метод для обнаружения водяного льда на астероидах. Этот новый подход, основанный на анализе пыли в экзосферах астероидов, повысил вероятность обнаружения льда на 20% по сравнению с предыдущими методами. Исследование, поддержанное Российским научным фондом (РНФ), было опубликовано в июньском выпуске журнала Solar System Research.

Вода на астероидах представляет значительный интерес для будущих космических миссий, поскольку лед можно расщепить на водород и кислород, что позволит получать топливо для реактивных двигателей. Однако определить наличие льда на астероидах сложно из-за их удаленности и небольших размеров. Вода часто скрыта в недрах астероидов и может быть выброшена на поверхность при столкновениях.

Исследователи из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова предложили новый способ оценки наличия льда, анализируя пылевые и газовые выбросы в экзосферах астероидов, находящихся ближе к Солнцу, на расстоянии менее 4 астрономических единиц. Эти астероиды расположены ближе к Солнцу, где лед нестабилен и сублимируется, что приводит к выбросу пыли и газа.

Руководитель проекта — ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Владимир Бусарев

«Наш подход позволяет повысить вероятность обнаружения льда до 50%».

• Владимир Бусарев, ведущий научный сотрудник Отдела исследования Луны и планет ГАИШ МГУ

Исследователи проанализировали спектральные характеристики 102 астероидов, моделируя их спектры отражения. Пылевые выбросы, взаимодействующие с солнечным излучением, помогают определить состав и структуру пылевых частиц в экзосфере. Эти экзосферы малозаметны в видимом спектре, но их можно обнаружить в ближнем ультрафиолетовом диапазоне, где водяной лед и силикаты обладают высокой отражательной способностью.

«Метод также актуален для обнаружения льда на астероидах, сближающихся с Землей, что важно для оценки потенциальной угрозы и использования внеземных ресурсов».

• Владимир Бусарев

Предыдущий метод, предложенный в 1970-х годах американскими астрономами, использовал инфракрасное излучение для обнаружения водяного льда. Однако этот метод был менее точным из-за схожести полос поглощения льда, гидросиликатов и органических соединений, что снижало вероятность обнаружения до 30%.

«Наш метод позволяет более точно определять состав астероидов, что важно для будущих космических миссий и использования ресурсов».

• Владимир Бусарев

Исследование проводилось в сотрудничестве с учеными из Института астрономии РАН и Института космических исследований РАН. Они планируют продолжать поиски активных астероидов, используя более крупные телескопы для обзорных наблюдений.