Марс вращается быстрее, и ученые не знают, почему

Подобно конькобежцу, подгибающему руки для элегантного вращения, планета Марс, похоже, вращается с каждым годом немного быстрее.

В работе, опубликованной 14 июня в журнале Nature, астрономы, используя данные миссии НАСА InSight, показали, что вращение Красной планеты ускоряется со скоростью 4 миллисекунд дуги — одна тысячная часть угловой секунды, единица измерения угловой скорости — в год. В результате продолжительность марсианских суток ежегодно сокращается на доли миллисекунды.

Такие изменения во вращении трудно обнаружить. К счастью, InSight успел собрать более четырех лет данных, прежде чем в декабре 2022 года у него закончилась энергия. В новом исследовании рассматриваются данные, полученные за первые 900 дней пребывания аппарата на Марсе, что достаточно для того, чтобы заметить даже незначительные изменения во вращении планеты.

Выпуская радиоволны в космос и оценивая время, необходимое для их возвращения на поверхность планеты, InSight составил подробный портрет вращения планеты.

Ученые не уверены на 100% в том, что является причиной ускорения, но у них есть несколько идей. Одна из них заключается в том, что накопление льда на полюсах планеты вызывает небольшое изменение в распределении ее массы. Или же, по предположению исследователей, это может быть связано с явлением, называемым послеледниковым отскоком, когда участки суши поднимаются после тысячелетий, погребенные подо льдом. В любом случае, постепенного сдвига могло быть достаточно, чтобы незаметно изменить вращение Марса на протяжении огромного промежутка времени.

Помимо отслеживания вращения планеты, данные InSight позволили получить беспрецедентное представление о ядре Марса. Проанализировав их, ученые обнаружили, что марсианское ядро имеет радиус около 1850 км — меньше, чем земное ядро диаметром 3485 км, но больше по отношению к планете. Исследование также показало, что это ядро не является однородным. Вместо этого в нем имеются области с большей или меньшей плотностью, что приводит к «проскальзыванию» расплавленного материала при вращении Марса. Это, по мнению авторов исследования, может быть еще одной возможной причиной ускоренного вращения Красной планеты.

«Это исторический эксперимент», — сказал в своем заявлении Себастьен Ле Майстр, ученый-планетолог из Королевской обсерватории Бельгии и ведущий автор исследования. «Мы потратили много времени и сил на подготовку к эксперименту и предвкушали эти открытия. Но, несмотря на это, мы все равно были удивлены».