Комета размером с город, несущаяся к Земле, отрастила «рога» после мощного вулканического извержения

Огромная вулканическая комета размером с небольшой город второй раз за последние четыре месяца мощно взорвалась, устремившись к Солнцу. Как и при предыдущем извержении, облако льда и газа испустило нечто похожее на гигантскую пару рогов.

Комета, получившая название 12P/Pons-Brooks, является криовулканической, или кометой холодного вулкана. Она имеет твердое ядро диаметром около 30 км, заполненное смесью льда, пыли и газа, известной как криомагма. Ядро окружено нечетким облаком газа, называемым комой, которое вытекает из недр кометы.

Когда солнечная радиация нагревает внутренности кометы, давление возрастает, и комета взрывается, выбрасывая свои ледяные внутренности в космос через большие трещины в оболочке ядра.

По данным Британской астрономической ассоциации (BAA), внимательно наблюдающей за кометой, 5 октября астрономы зафиксировали крупную вспышку на 12P, после того как комета стала в десятки раз ярче из-за дополнительного света, отражающегося от ее расширившейся комы.

В течение следующих нескольких дней кома кометы еще больше расширилась и образовала «своеобразные рога», сообщает Spaceweather.com. Некоторые специалисты шутят, что неправильная форма комы делает комету похожей на космический корабль из научной фантастики, например, на «Тысячелетний сокол» из «Звездных войн».

Необычная форма комы кометы, скорее всего, связана с неправильной формой ядра 12P, сказал Live Science Ричард Майлз, астроном из BAA, после предыдущего извержения кометы. По словам Майлза, вытекающий газ, вероятно, частично задерживается выемкой, торчащей из ядра. По мере того как газ продолжает расширяться в сторону от кометы, неравномерность формы комы становится все более четкой и заметной, добавил он.

В настоящее время 12P движется к внутренней части Солнечной системы, где она будет вращаться вокруг Солнца по высокоэллиптической 71-летней орбите вокруг нашей родной звезды, подобно зеленой комете Нисимура, которая совершила почти аналогичный маневр 17 сентября.

12P достигнет ближайшей к Земле точки 21 апреля 2024 г., когда ее можно будет увидеть невооруженным глазом, после чего она будет отброшена к внешней части Солнечной системы. Обратно она вернется только в 2095 году.

Это уже второй случай появления рогов у 12P в этом году. 20 июля астрономы наблюдали, как комета впервые за 69 лет (в основном из-за того, что в течение оставшейся части ее орбиты вспышки происходят реже и их труднее заметить) показала свою вершину. В тот раз кома 12P выросла до 230 тыс. км, что примерно в 7 тыс. раз больше ширины ядра кометы.

Неясно, насколько увеличилась кома во время последнего извержения, но есть признаки того, что вспышка была «вдвое интенсивнее», чем предыдущая, отметили в BAA. К настоящему времени кома, вероятно, уменьшилась до размеров, близких к нормальным.

Поскольку 12P продолжает двигаться к Солнцу, велика вероятность того, что мы станем свидетелями еще нескольких крупных извержений. Не исключено, что эти извержения будут даже больше, чем последнее, поскольку комета впитает больше солнечной радиации, сообщает Spaceweather.com.

Однако 12P — не единственная вулканическая комета, за которой в настоящее время наблюдают астрономы: 29P/Швассмана-Вахмана (29P) — самая вулканическая комета в Солнечной системе — также имела несколько заметных извержений за последний год.

В декабре 2022 года 29P пережила крупнейшее за последние 12 лет извержение, в результате которого в космос было выброшено около 1 млн. тонн криомагмы. А в апреле этого года ученые впервые в истории точно предсказали одно из извержений 29P еще до того, как оно произошло, благодаря небольшому увеличению яркости кометы в преддверии ледяного взрыва.