Излучение спутников Starlink компании SpaceX мешает изучению космоса

Спутники Starlink компании SpaceX, вращаясь вокруг Земли, испускают в ночное небо электромагнитное излучение, которое может мешать астрономам улавливать радиосигналы, поступающие из самых дальних уголков космоса, говорится в новом исследовании.

Все спутники излучают и принимают радиоволны от нашей планеты для связи со своими операторами на земле. Радиоастрономы знают об этой проблеме уже много лет и могут смягчить ее влияние на свою работу, избегая определенных мест или учитывая сигналы при расчетах.

Однако в новом исследовании, опубликованном 3 июля в журнале Astronomy & Astrophysics, ученые показали, что спутники Starlink также излучают непреднамеренные и ранее не распознаваемые радиосигналы, которые отличаются от сигналов, посылаемых и принимаемых ими от нашей планеты. Некоторые из этих сигналов перекрываются с сигналами, регистрируемыми антеннами радиотелескопов, что представляет собой новую проблему в этой научной области.

По словам ведущего автора исследования Федерико Ди Вруно, непреднамеренная утечка излучения предполагалась и ранее, но впервые она наблюдалась непосредственно.

В ходе исследования ученые использовали телескоп Low-Frequency Array (LOFAR) — массив радиотарелок, расположенных в основном в Нидерландах, а также в семи других европейских странах, — для тщательного мониторинга излучений 68 спутников Starlink. Специалисты обнаружили, что 47 спутников излучают нежелательное излучение с частотой от 110 до 188 мегагерц.

«Этот диапазон частот включает защищенную полосу между 150,05 и 153 МГц, специально выделенную Международным союзом электросвязи (МСЭ) для радиоастрономии», — отметил в своем заявлении соавтор исследования Кейс Басса (Cees Bassa), астроном из Нидерландского института радиоастрономии.

Однако SpaceX не нарушает никаких правил, поскольку законодательство МСЭ запрещает наземным источникам радиоизлучения передавать сигнал в этих диапазонах волн вблизи радиотелескопов.

Вероятно, SpaceX — не единственный виновник: исследователи ожидают, что аналогичные излучения будут зафиксированы и многими другими спутниками на низкой околоземной орбите (НОО). Проблема также может усугубиться, поскольку число частных спутников на НОО продолжает резко возрастать. Например, на момент сбора данных на НОО находилось всего 2 000 спутников Starlink, а сейчас их уже более 4 000.

«Наше моделирование показывает, что чем больше численность спутников, тем более значимым становится этот эффект, поскольку излучение от всех спутников суммируется», — отметил в своем заявлении соавтор исследования Дьюла Юзса, астроном из Института радиоастрономии имени Макса Планка в Германии.

Группа исследователей уже начала переговоры со SpaceX о том, как компания может помочь в решении этой проблемы в будущем, и пока переговоры проходят позитивно, пишут исследователи в своем заявлении. Однако и многим другим частным компаниям необходимо будет рассмотреть этот вопрос, добавили они. Исследователи призывают к разработке новых правил, которые позволят привести радиоизлучение космических аппаратов в соответствие с наземным.

Излучение радиосигналов — не единственный способ, с помощью которого спутники могут мешать астрономическим наблюдениям. Блестящие космические аппараты могут также отражать свет от поверхности планеты, что приводит к появлению белых полос на снимках, сделанных в режиме замедленной съемки. В декабре 2022 года Международный астрономический союз предупредил, что крупнейший в мире спутник связи BlueWalker 3 создает помехи, которые могут «серьезно затруднить прогресс в нашем понимании космоса».