Глубинные воды Марса. Найден резервуар, который мог бы заполнить древние океаны

Американские планетологи обнаружили значительное количество воды в нижних слоях марсианской коры, её объёма хватило бы для заполнения древних морей и океанов Марса. Это открытие даёт новую надежду на возможность существования жизни под поверхностью планеты.

Исследователи из Университета Калифорнии в Беркли нашли доказательства наличия крупных водных резервуаров в нижних слоях марсианской коры, о чём свидетельствуют сейсмические данные, полученные с посадочной платформы InSight. Объём обнаруженной воды, как отмечают учёные, мог бы полностью заполнить моря и океаны, которые существовали на Марсе в далёком прошлом.

По словам профессора Университета Калифорнии в Беркли Майкла Манги, вода необходима для существования жизни, и аналогичные среды на Земле, такие как глубинные шахты и дно Мирового океана, уже давно известны как обитаемые. Он подчеркнул, что несмотря на то, что марсианская жизнь пока не обнаружена, новое открытие подтверждает наличие среды, где она могла бы существовать.

«Подповерхностный резервуар марсианской воды является пригодным для обитания. Пока мы не обнаружили марсианскую жизнь, но теперь мы знаем о существовании среды, где она в принципе могла бы существовать».

• Майкл Манга, профессор Университета Калифорнии в Беркли

За последние десятилетия планетологи собрали множество доказательств того, что на Марсе в древности существовали реки, озёра и океаны пресной воды. По оценкам учёных, объём воды на поверхности Марса был сопоставим с объёмом воды в Северном Ледовитом океане на Земле. Вопрос о том, куда исчезла эта вода и когда она появилась на Марсе, остаётся открытым.

Новые данные показывают, что значительная часть воды могла уйти вглубь коры Марса, а не испариться в космос, как предполагалось ранее. Сейсмические данные, собранные InSight, свидетельствуют о том, что на глубине 11-20 км марсианская кора содержит поры и пустоты, заполненные жидкой водой. Компьютерное моделирование, проведенное учёными, подтвердило, что для объяснения этих данных около 17% объёма этих слоёв должно быть заполнено водой.

По мнению исследователей, объём воды в этих подземных резервуарах может быть сопоставим с объёмом древних марсианских океанов. Это открытие указывает на наличие потенциально обитаемых водных сред на Марсе, что делает его перспективной целью для дальнейших исследований.