Есть ресурсы. Индийская лунная миссия «Чандраян-3» передала первые данные

За первые две недели работы посадочного модуля «Викрам» и роботизированного лунохода «Прагъян» у Южного полюса Луны ученые получили данные, которые оказались неожиданными открытиями. Зонд, установленный на «Викраме», провел первые измерения плотности и температуры ионосферы Луны. Как сообщает Индийская организация по космическим исследованиям (Indian Space Research Organisation, ISRO), в 100-километровом слое электрически заряженной плазмы, которая окружает поверхность Луны у Южного полюса, обнаружена относительно разреженная смесь ионов и электронов. Предварительные измерения плазмы указали на плотность от 5 миллионов до 30 миллионов электронов на кубический метр, и эта плотность варьирует в течение лунного дня. Пик плотности подобного слоя в верхней атмосфере Земли — один миллион электронов на кубический сантиметр. Плотность ионо­сферы должна влиять на коммуникационные и навигационные системы, если человек начнет заселять Луну: чем выше плотность электронов, тем длиннее путь радиосигнала через ионосферу, поясняет Nature News. Разреженная плазма означает, что потенциальные задержки сигнала на Луне будут минимальными и проблем с их передачей быть не должно.

В перспективе заселения Луны важное значение имеет также изучение свойств лунного грунта, включая температуру и проводимость. Грунт — «важный для строительства ресурс in situ», говорит директор лаборатории физических исследований ISRO Анил Бхардвадж. Посадочный модуль оснащен температурным зондом с десятью датчиками, он способен проникать под поверхность Луны на 10 сантиметров. По предварительным данным, в течение дня температура на глубине восьми сантиметров на 60 ºC ниже, чем на поверхности. И эта поверхностная температура значительно выше, чем зарегистрированные орбитальным аппаратом NASA Lunar Reconnaissance Orbiter в 2009 году 20-30 ºC, — она достигает 70 ºC.

Сейсмограф посадочного аппарата уловил среди многих вибраций одно сейсмическое событие, которое, впрочем, угасло до фонового значения за 4 секунды. Аппарат «Прагъян» подтвердил присутствие в поверхностном слое Луны у Южного полюса серы, а также (среди прочих элементов) алюминия, кремния, кальция и железа. Сера — ключевой элемент расплавленной породы, и ученые полагают, что первичная Луна была покрыта толстым слоем такой горячей породы, которая, кристаллизовавшись, образовала лунную поверхность. Сведения об этом процессе может дать выяснение концентраций серосодержащих соединений. Но специалисты ISRO также отмечают, что источником серы могли быть и астероиды, бомбардирующие лунную поверхность.