Движение недр. Венера может быть геологически активна: под корой планеты угадывается текучая мантия

Геологическая активность Венеры может означать, что этот предполагаемый двойник Земли — удачный объект для получения представлений о ранней истории нашей планеты и прочих миров. Международная группа ученых изучила старые радарные изображения миссии NASA «Магеллан», которая проводила радиолокационное картографирование Венеры и завершилась в 1994 году. При повторном анализе были обнаружены места с движущимися и вращающимися, как ледяные торосы, обломками коры.

Новое исследование предполагает, что Венера генерирует геологическую активность в самых глубинах своих недр, и это идет вразрез с прежними представлениями коры Венеры в виде единого твердого блока, как у Луны. Тектонические плиты, там, где они появляются, — больше, чем просто толкающие друг друга куски твердого слоя планеты, ее литосферы. Они — важная часть углеродного цикла на планете, а это та система, которая позволяет такой планете, как Земля, до сих пор поддерживать жизнь. У Земли углеродный цикл в его нынешней конфигурации был не всегда: миллионы лет назад наша планета была гораздо горячее, и ученые считают, что новое исследование, посвященное поверхности Венеры, позволит получить ответы на вопросы о тектонической активности на молодой Земле или других планетах.

Геологическая активность Венеры не та же, что у Земли, где тектонические плиты, встречаясь, образуют горные системы, такие как Гималаи, или массивные глубоководные зоны субдукции подобные Марианской впадине. Тектоническая активность Венеры может свидетельствовать о глобальном подповерхностном процессе — течении расплавленного слоя, мантии. Авторы исследования, опубликованного в июньском номере Proceedings of the National Academy of Sciences, создали компьютерную модель этой активности и установили, что наблюдаемые признаки подповерхностного движения обломков коры могут быть объяснены медленным движением недр планеты.

«Тектоника плит на Земле обусловлена конвекцией в мантии, мантия в разных местах имеет разную температуру, она движется, и отчасти это передается поверхности планеты в виде движения плит»,

— цитирует ведущего автора исследования Пола Бирна из Университета штата Северная Каролина Space.com.

«Тепловой поток из недр молодой Земли был в три раза мощнее, чем сейчас, и ее литосфера, возможно, была подобна наблюдаемой на Венере: недостаточно толстой, чтобы образовать плиты, подвигающиеся друг под друга, но достаточно толстые, чтобы распасться на фрагменты», — добавляет Бирн.