Ценный груз. Китай стал первой страной, доставившей грунт с обратной стороны Луны

С подробностями — The New York Times.
Доставка на Землю образцов, добытых миссией «Чанъэ-6», знаменует собой очередной успех китайской лунной программы. На ближней, то есть обращенной к нам, стороне Луны преобладают обширные темные равнины, по которым некогда текла лава, но на обратной стороне их значительно меньше. Зато там больше кратеров и толще лунная кора.
Поскольку эта сторона никогда не бывает обращена к Земле, связаться с находящимися на ней посадочными модулями напрямую невозможно. Поэтому Китайское национальное космическое управление (China National Space Administration) для поддержания связи с «Чанъэ-6» заблаговременно, то есть еще до запуска миссии, вывело на окололунную орбиту два специальных спутника — «Цюэцяо» (Queqiao) и «Цюэцяо-2» (Queqiao-2).
Для достижения Луны и доставки образцов на Землю миссией «Чанъэ-6» была использована та же технология, что и предыдущей «Чанъэ-5», которая в 2000 году успешно собрала материал с видимой стороны Луны. После нескольких недель пребывания на лунной орбите «Чанъэ-6» спустился к месту посадки на краю бассейна Южный полюс — Эйткен.
Это не только самый большой ударный кратер на Луне и в Солнечной системе, но и самый старый, а потому образцы, собранные здесь, смогут предоставить сведения о ранних временах нашей планетной системы. Оснащенный механическим ковшом и дрелью посадочный модуль провел два дня, собирая лунные камни и пыль в окрестностях и из-под поверхности Луны в специальный контейнер.
3 июня собранные образцы отправились обратно на лунную орбиту, а 6-го модуль с этим материалом пристыковался к космическому кораблю, который ждал его, чтобы вместе вернуться на Землю. 25 июня контейнер с образцами на парашюте приземлился в районе Сизиванг-Баннер во Внутренней Монголии.
Состав полученного базальтового грунта обратной стороны Луны ученые будут сравнивать с таковым, доставленным с ближней стороны Луны. Это позволит получить представление о том, как вулканическая активность Луны привела к разной эволюции двух ее половин. Китайские исследователи считают, что возраст лунных базальтов составляет около двух миллиардов лет. Следовательно, вулканическая активность на Луне должна была продолжаться как минимум на миллиард лет дольше, чем это предполагают результаты анализа образцов, собранных американской миссией «Аполлон» и советской «Луна-24».