200 лет назад черная дыра в центре Млечного Пути ненадолго проснулась

Где-то между американской революцией и калифорнийской золотой лихорадкой проснулась черная дыра в сердце Млечного Пути.

Черная дыра, называемая Стрелец А*, была тихой и тусклой с момента ее открытия в 1990-х годах. Считается, что в течение многих веков она находилась в состоянии покоя. Но примерно 200 лет назад черная дыра внезапно стала ярче, выпустив короткую вспышку рентгеновского излучения, сообщают исследователи.

«Находящаяся на расстоянии около 26 000 световых лет, Стрелец А* является ближайшей к нам сверхмассивной черной дырой. Но она находится в спящем состоянии», — говорит астроном Фредерик Марин из Страсбургского университета во Франции.

Если черная дыра и аккрецирует материал из окружающего ее диска из газа и пыли, то с низкой скоростью, что затрудняет наблюдение за этой громадиной.

Около 30 лет назад астрономы обнаружили яркое рентгеновское излучение от больших газовых облаков в галактическом центре. Одно из объяснений заключалось в том, что в какой-то момент Стрелец А* выбросил в космос рентгеновский импульс после поглощения какого-то космического материала, и облака отразили его свечение. Но возможны и другие источники рентгеновского излучения.

Марин и его коллеги использовали спутник НАСА Imaging X-ray Polarimetry Explorer для измерения поляризации, или направления, рентгеновских лучей.

«Это направление может служить компасом, указывающим на источник излучения. И оно указывает прямо на черную дыру.», — говорит Марин.

Космические облака, светящиеся в рентгеновских лучах (оранжевые) на этом изображении, которое объединяет данные телескопов NASA IXPE и Chandra, показывают, что 200 лет назад сверхмассивная черная дыра Млечного Пути имела кратковременный всплеск активности.

Эта поляризация также указывает на то, что свет исходил по крайней мере от одного рентгеновского импульса примерно 200 лет назад, говорит команда. Рентгеновская флуоресценция указывает на то, что черная дыра внезапно стала в миллион раз ярче, чем сейчас. Неизвестно, как часто происходят такие импульсы.

Также неясно, что именно вызвало вспышку Стрельца А*. «Это может быть гигантское молекулярное облако, которое медленно аккрецировалось, или очень большая звезда, которая пролетала мимо и аккрецировалась вся сразу», — говорит Марин. «Мы пока не знаем».