100-летние «мегаштормы» на Сатурне создают радиосигналы, которые ученые не могут объяснить

Представьте себе грозу такой силы, что ее темный контур окутывает всю планету.

Такие ужасающие «мегаштормы» часто встречаются на Сатурне. Их еще называют «Большими белыми пятнами», они возникают раз в 20-30 лет в северном полушарии планеты и бушуют в течение нескольких месяцев. С 1876 года астрономы зафиксировали на Сатурне шесть таких планетарных штормов. Последняя буря разразилась в декабре 2010 года, когда на орбите планеты находился космический аппарат НАСА «Кассини», с которого можно было наблюдать всю 200-дневную жизнь мегашторма в первом ряду.

Теперь новое исследование эпической бури 2010 г. показало, что эти 200 дней грозы были лишь несколькими каплями в гораздо большем и странном метеорологическом ведре. По данным последних сканирований с помощью радиотелескопа, последствия мегаштормов, разразившихся на Сатурне более 100 лет назад, видны в атмосфере планеты и сегодня, и они оставили после себя устойчивые химические аномалии, которые ученые не могут полностью объяснить.

Другими словами, после того как мегашторм исчезает из поля зрения, его влияние на погоду Сатурна длится столетиями.

«Большую часть времени атмосфера Сатурна невооруженным глазом выглядит туманной и без особенностей, в отличие от красочной и яркой атмосферы Юпитера», — пишут исследователи в работе, опубликованной 11 августа в журнале Science Advances. «Эта картина меняется, когда мы смотрим на Сатурн с помощью радиотелескопа».

Используя радиотелескоп Very Large Array в Нью-Мексико, авторы исследования проникли сквозь дымку верхних слоев атмосферы Сатурна в надежде найти химические остатки огромной мегабури 2010 года. На самом деле авторы обнаружили следы всех шести зарегистрированных мегаштормов, самый ранний из которых произошел более 130 лет назад, а также потенциально новый, ранее не регистрировавшийся шторм.

Эти следы, видимые только в радиодиапазоне волн, имеют вид крупных аммиачных газовых аномалий. Самый верхний облачный слой Сатурна состоит в основном из аммиачно-ледяных облаков. Но в ходе радио наблюдений исследователи увидели области неожиданно низких концентраций аммиака чуть ниже этого облачного слоя в районах, связанных с прошлыми бурями. В то же время на сотни километров ниже этих же областей атмосферы концентрация аммиака значительно превышала норму.

По мнению авторов исследования, мегаштормы являются движущей силой какого-то загадочного процесса переноса аммиака из верхних слоев атмосферы Сатурна в глубины нижних слоев атмосферы — возможно, в виде «муштрового» дождя, при котором ледяные шарики аммиака падают в атмосферу, а затем снова испаряются. Этот мушистый процесс, по-видимому, длится сотни лет после видимого исчезновения бури, пишут исследователи.

Хотя механизмы, лежащие в основе этих атмосферных аномалий и мегаштормов Сатурна в целом, остаются загадкой, их дальнейшее изучение может расширить наши представления не только о том, как формируются планеты-гиганты, но и о том, что заставляет такие штормовые системы, как Большое белое пятно Сатурна и еще более крупное Большое красное пятно Юпитера, вырастать до необъяснимых размеров, считают исследователи.

«Понимание механизмов самых больших штормов в Солнечной системе ставит теорию ураганов в более широкий космический контекст, бросая вызов нашим текущим знаниям и расширяя границы земной метеорологии», — сказал в своем заявлении ведущий автор исследования Ченг Ли, ранее работавший в Калифорнийском университете в Беркли, а теперь являющийся доцентом Мичиганского университета.