Ученые раскрыли секреты «невидимой» работы фрилансеров

29.06.2021

Сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ — Денис Стребков, Андрей Шевчук и Алексей Тюлюпо — выяснили, как онлайн-платформы формируют рабочие графики фрилансеров и какие последствия это имеет для работников. Для анализа учёные использовали данные крупнейшей русскоязычной онлайн-биржи удалённой работы FL.ru — 241,6 тыс. сообщений, размещенных 29,8 тыс. уникальными пользователями в 4082 тыс. конкурсах. Результаты исследования опубликованы в журнале New Technology, Work and Employment.

Существенная часть занятости фрилансеров в нестандартные часы приходится на «невидимый», то есть неоплачиваемый труд, который лишь позволяет взять заказ. В него, в том числе, входит поиск вакансий и общение с клиентами. Нестандартным временем авторы посчитали три периода: нерабочие часы — с 18:00 до 09:00; ночные часы — с 21:00 до 06:00; выходные дни — суббота и воскресенье.

Масштабы работы измерялись путем анализа доли сообщений, опубликованных фрилансерами в эти периоды по местному для себя времени, от их общего количества сообщений на онлайн-бирже FL.ru. На ней зарегистрировано 1,5 млн пользователей с 20-ти часовых поясов, включая  московский (GMT+3). Речь в данном случае именно о «невидимой», то есть неоплачиваемой деятельности, в ходе которой соискатели подают заявки на конкурсы и общаются с клиентами по рабочим вопросам.

Основные независимые переменные — доля сообщений заказчика, опубликованных в нестандартное с точки зрения исполнителя время в рамках каждого конкурса, и часовой пояс, в котором проживает фрилансер.

Контрольными переменными (качественными характеристиками, способными влиять на измеряемые величины) стали пол, возраст, место проживания, квалификация и репутация  фрилансеров, а также  — сведения о 4082 конкурсах, проведенных на FL.ru 3063 клиентами за четыре года — с 25 октября 2014 по 6 октября 2018 (размер вознаграждения, продолжительность, количество участников, тип задания и т.п.).

Характеристики работников брались из профилей на платформе, а графики занятости отслеживались по «цифровым следам», то есть информации о пользователях (их поведении и онлайн-общении), записываемой сайтом.

В исследовании подтвердилось, что переход фрилансеров на нестандартные графики зависит от активности клиентов. Чем больше сообщений организаторы конкурса публиковали в выходные дни, вечером или ночью по местному времени фрилансера, тем больше он работал именно в эти периоды.

Присутствие на платформе с 18:00 до 09:00 в среднем забирает 42% времени фрилансера. Если в этот период клиенты активны (появляются их сообщения), активность работника возрастает на 11 процентных пунктов — до 53%. По субботам и воскресеньям эффект ещё сильнее: +31 процентный пункт — с 15% до 46%.

«Фрилансеры очень отзывчивы и восприимчивы к поведению клиентов, — говорят исследователи. — В среднем они отвечают на сообщения в пять раз быстрее, чем получают ответы. Это свидетельствует о том, что фрилансеры постоянно находятся на «дежурстве», и именно они адаптируются к требованиям заказчиков, а не наоборот».

В целом, не считая стартовой реакции (заявки на конкурс), среднее время ответа фрилансера в переписке с клиентом составляет 1,8 часа. Ответа клиента — 9,4 часа. В нерабочее время и в выходные — 2,7 и 13,4 часов соответственно.

Каждый часовой пояс на восток от Москвы увеличивает долю нестандартного и ночного рабочего времени фрилансера на 1,5 процентных пункта, иными словами, заставляет его ложиться спать на 14 минут позже. Получается, что у фрилансера из Западной Сибири трудовой день заканчивается в среднем на час позже, чем у москвича, а у фрилансера с Дальнего Востока — на два часа позже.

Наибольшую склонность работать в нестандартные часы имеют мужчины, молодёжь и жители России. Наименьшую — опытные фрилансеры. Чем больше у них опыта и выше квалификация, а также место в рейтинге на платформе, тем слабее реакция на активность заказчиков, включая сообщения о вакансиях.

Старожилы, по сравнению с новичками, «уходят в ночную» лишь по необходимости, в основном отзываясь на письма клиентов, в то время как новички во многом тратят время на поиск и подачу заявок.

Экономика фриланса (gig-экономика) все прочнее закрепляется в пространстве занятости, однако свободная работа это не только удобно, но противоречиво и проблематично. Узнать, в чём состоят проблемы, значит, понять, как онлайн-рынок труда функционирует и влияет на человека. Исследование НИУ ВШЭ — важный шаг к теме, одно из немногих, основанных на масштабной выборке, и первое посвящённое «невидимой» работе фрилансеров.

 

Пресс-служба НИУ ВШЭ

 

Фото: https://sps-sng.ru/

Нет комментариев