Вперёдсмотревший. Академик Гурий Марчук умел видеть перспективы

Председатель Сибирского отделения, затем — последний президент АН СССР, выдающийся математик академик Гурий Иванович Марчук отличался обостренным чувством нового и открыл немало перспективных научных направлений. Сын сельских учителей с приволжских берегов Гурий Марчук в 1942 году после окончания школы был призван в армию, где прослужил до конца войны в артиллерийском училище. Далее — демобилизация и поступление в Ленинградский университет, давший ему классическое математическое образование. В 1950 году перевелся в Московский геофизический институт и через три года защитил кандидатскую диссертацию по физике атмосферы.

В 1953-м Гурия Марчука правительственным предписанием перевели в подмосковный Обнинск, на закрытое предприятие, там создавалась первая в мире атомная электростанция (ныне это Физико-энергетический институт — ФЭИ). Он в кратчайший срок овладел новой специальностью и сформировал научное направление «расчеты ядерных реакторов». Защищенная по этой теме докторская диссертация послужила основой для монографии, ставшей настольной книгой для советских математиков-вычислителей, она переведена на многие языки.

Важно понимать, что эти годы ознаменовались для СССР возрождением из послевоенной разрухи, расцветом холодной войны и массовыми трудовыми подвигами, в том числе созданием ядерно-ракетного щита для Родины. Мировой паритет был достигнут во многом благодаря блестящим достижениями советских ученых. И этот образец всенародного единства в суровых внешних обстоятельствах — прекрасный исторический урок.

Созданный Гурием Ивановичем большой математический отдел в ФЭИ привлек блестящих математиков и молодых энтузиастов, разработавших алгоритмы и программы для первых советских ЭВМ («Урал», БЭСМ-2), с помощью которых проводилось проектирование ядерных установок. Гурий Марчук был удостоен «закрытой» Ленинской премии за расчеты реакторов для подводных лодок. Довелось Гурию Ивановичу участвовать и в термоядерном проекте — с командировками на сверхсекретный объект Арзамас-16, ныне — Саров.

В 1962 году отец-основатель Сибирского отделения академик Михаил Алексеевич Лаврентьев приехал в Обнинск и пригласил Гурия Марчука в Новосибирский Академгородок для развития вычислительных наук. И через два года был создан Вычислительный центр СО АН СССР, ставший альма-матер сибирских научных школ мирового уровня по вычислительной математике, системному и прикладному программированию, математической геофизике и механике сплошных сред. В пик своего расцвета ВЦ насчитывал около 1300 сотрудников, его парк ЭВМ был по мощности третьим в Союзе. Институт стал кузницей кадров для многих научных организаций страны, а из его стен вышли более 30 директоров институтов и выдающихся членов академии.


С 1968 года Гурий Иванович стал заместителем председателя СО АН СССР, а с 1975-го — преемником Михаила Лаврентьева на посту председателя. Он свято продолжал стратегию укрепления Сибирского отделения, развития его филиалов в регионах, усиления связи академической науки с образовательными институтами и внедрения достижений научно-технического прогресса в отрасли народного хозяйства. Большую роль сыграла сформированная Гурием Марчуком совместно с академиками Абелом Гезевичем Аганбегяном и Андреем АлексеевичемТрофимуком программа «Сибирь», ставшая государственной стратегией развития восточных территорий страны. Значительным событием явилось организованная Гурием Марчуком в 1980 году в Академгородке Всесоюзная научно-практическая конференция «Комплексное развитие производительных сил Сибири», в которой принимали участие руководители всех сибирских регионов.

Закономерным итогом эволюции Гурия Ивановича как ученого-организатора стало назначение его в 1980 году председателем Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ) в ранге заместителя председателя Совмина СССР. Из Новосибирска он переехал не один, а с двадцатью ближайшими сподвижниками, создав с их участием в Москве Отдел вычислительной математики, реорганизованный позже в одноименный институт мирового уровня. ГКНТ осуществлял руководство всей отраслевой наукой в стране, являясь также связующим звеном между Академией наук и народно-хозяйственными отраслями. Свою миссию Гурий Иванович видел в активном продвижении научно-технического прогресса, и академика бывало трудно остановить даже председателю Совмина Николаю Александровичу Тихонову.

В 1986 году произошла трагическая авария на Чернобыльской АЭС, и ответственный за ядерную энергетику академик Анатолий Петрович Александров оставил пост президента АН СССР. После объявления выборов Отделение математических наук выдвинуло Гурия Марчука кандидатом в президенты академии, и в октябре 1986-го он был избран.

Инициативы Гурия Ивановича затрагивали многие актуальные проблемы жизни академического сообщества: омоложение состава президиума и директорского корпуса АН СССР, укрепление сотрудничества с министерствами, активация творческих связей отделений АН с институтами, возвращение в академию технических наук, ликвидацию последствий гонений на биологические науки, усиление материальной базы математических наук, развитие международного сотрудничества.

Исключительное значение имел подписанный в 1988 году высшими руководящими инстанциями указ, определяющий Академию наук как неправительственную организацию. В связи с кардинальным изменением статуса АН СССР были назначены выборы ее нового руководства. На состоявшемся Общем собрании Гурий Марчук был избран президентом АН СССР на новый срок.
В конце перестроечных годов всю страну охватили политические страсти между противниками и сторонниками М.С.Горбачева. Эта борьба захватила и Академию наук. И хотя Гурий Марчук призывал академиков к нейтралитету, его миротворческие попытки успеха не имели.

После развала СССР Гурий Иванович предпринимал усилия по объединению ученых в рамках Академии наук Союза Независимых Государств. Эта идея нашла понимание, но после жесткой борьбы центробежные силы возобладали, и было принято решение о реорганизации АН СССР в Российскую академию наук. В декабре 1991 года состоялось Общее собрание, на котором Гурий Иванович выступил с большой речью, войдя в историю как последний президент АН СССР. Это был трагический реквием по советской науке.

В постсоветское время научная жизнь прославленного академика резко изменилась. Он был директором, а позже — почетным директором родного ИВМ РАН, членом Президиума РАН, председателем ученых советов, руководителем кафедры, членом редколлегий научных журналов. Как всегда, Гурий Иванович много ездил по стране и за рубеж, будучи везде желанным и почетным гостем. Ежегодно бывал в Академгородке, где еще в 1970-е годы организовал регулярную конференцию «Актуальные проблемы вычислительной и прикладной математики», которая теперь называется «Марчуковские научные чтения».

Жизнь Гурия Марчука — это образец служения Родине и людям. Память о нем жива в сердцах современников, в огромном количестве его трудов (более 600 научных и 390 публицистических работ, заложивших ряд новых фундаментальных и прикладных направлений), а также в созданных им и успешно развивающихся научных школах. Настоящим духовным завещанием Гурия Ивановича стала книга «Наука управлять наукой», в которой собраны его яркие научно-популярные и острые публицистические работы, представляющие неоценимый опыт руководства фундаментальными и прикладными исследованиями в государственном масштабе.

Творческие заслуги Гурия Марчука были высоко оценены правительствами многих стран и мировым научным сообществом. Он удостоен званий лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, награжден Звездой Героя Социалистического Труда, многочисленными орденами и медалями, включая высшие правительственные награды Индии и Франции, избран членом многих иностранных академий наук, почетным доктором ряда ведущих зарубежных университетов, стал лауреатом престижных научных отечественных и международных премий.
Уход Гурия Ивановича фактически совпал по времени с окончательной ликвидацией стройной организационной структуры, сложившейся за долгие годы существования советской Академии наук. В сентябре 2013 года вышел закон о реформировании РАН, по которому все ее научные институты были переданы в «исполнительный орган федеральной власти». Формально президиум, отделения и Общее собрание РАН остались, но главный смысл их существования — научно-организационное управление всем научным процессом — был утерян. Прекращено финансирование программ фундаментальных исследований президиума и отделений РАН, а также интеграционных проектов, составлявших основу научного планирования, в качестве неадекватного подобия которого остались министерские госзадания для институтов. Произведен катастрофический перекос финансирования науки от академических организаций в сторону университетов. Более того, Министерство науки и высшего образования внесло лепту в расслоение общества, резко подняв зарплату чиновничье-административному аппарату в сравнении с учеными и при этом неимоверно усложнив бюрократическую и бухгалтерскую отчетность.

Сейчас во всем мире актуальна проблема научной молодежи, и особенно обострилась она в последние годы в России. Отнюдь не снижающаяся эмиграция наших талантливых выпускников еще раз подтверждает перефразированную истину: «Если страна не может прокормить свою науку, она будет кормить чужую». Особо критическое положение наблюдается в таких ключевых направлениях, как суперкомпьютерные вычисления, математическое предсказательное моделирование и программное обеспечение нового поколения, с обработкой огромных объемов данных на основе искусственного интеллекта. А ведь именно эти направления призваны в современном мире стать кровеносной системой всех областей знаний и сфер человеческой деятельности.

Сложившаяся в российской науке ситуация очевидным образом просит перемен. И здесь уместно вспомнить, что 8 февраля 2024 года исполняется 300 лет Российской академии наук, а 8 июня 2025-го — 100 лет со дня рождения Гурия Марчука. И пора еще раз переосмыслить отечественный опыт управления наукой, чтобы профессионально начертить ту дорожную карту, которая выведет нашу страну на столбовую дорогу научно-технического прогресса и устойчивого развития общества.

Валерий Ильин, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН

Нет комментариев