«300 лет РАН». Новый лавовый купол обнаружен на камчатском вулкане Шивелуч

Нечастое событие — рождение нового лавового купола на камчатском вулкане Шивелуч обнаружили по данным спутникового мониторинга сотрудники Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН, Вычислительного центра ДВО РАН, ИКИ РАН и НИЦ «Планета». К началу июня 2024 г. его высота достигла 100 м, а размеры основания — 800×500 м. Купол получил название «300 лет РАН».

Шивелуч — один из наиболее активных и крупных вулканов Камчатки. Расположен он в 450 км от города Петропавловск-Камчатский и в 50 км от поселка Ключи. Площадь вулкана составляет не менее 1300 км2, а поперечник его основания достигает 45–50 км. Современная постройка вулкана включает три главных элемента: Старый Шивелуч, древнюю кальдеру и Молодой Шивелуч.

На юго-западном склоне Старого Шивелуча находится группа древних лавовых куполов: Шероховатая, Красная, Каран, Сопочка на склоне. И только в районе купола Каран имеются прогретые площадки. Температура мофет (струй углекислого газа с примесью водяного пара и других газов) этих площадок оставалась в одних и тех же пределах от 70 до 96 °С на протяжении всего времени наблюдений. Изредка отмечалась повышенная газовая активность купола.

Более года назад, с 10 по 13 апреля 2023 г. происходило мощное извержение Шивелуча, что привело к усилению парогазовой активности купола Каран. Начала отмечаться слабая термальная аномалия, разность значений температуры термальной аномалии и фона менялась от 2,1 до 18,8 °С.

Год назад, когда мощная парогазовая активность в районе купола Каран стала наблюдаться постоянно, ученые из Камчатской группы реагирования на вулканические извержения (Kamchatkan Volcanic Eruption Response Team – KVERT) ИВиС ДВО РАН высказали предположение, что такая активность связана с образованием нового лавового купола. Спустя год это предположение подтвердилось.

26 апреля 2024 г. ученые из группы KVERT зафиксировали в районе купола Каран на снимке, сделанном прибором VIIRS (Visible Infrared Imaging Radiometer Suite) на спутнике JPSS-1, резкое увеличение величины разности температур термальной аномалии и фона с 8 до 95 °С и поняли, что в этот день родился новый лавовый купол. Он получил название «300 лет РАН».

Расположен «300 лет РАН» у юго-восточного подножия купола Каран. Наиболее мощно он рос в первые недели, позже, в первой половине мая температура нового купола стала постепенно снижаться. По состоянию на 7 июня 2024 года размер его основания составлял 800×500 м, высота около 100 м, площадь короны — 0,19 км2. Извержение купола «300 лет РАН» продолжается.

Изображения нового лавового купола «300 лет РАН» у юго-восточного подножия древнего купола Каран вулкана Шивелуч в инфракрасном (справа) и видимом (слева) каналах получены 8 мая 2024 г. с помощью системы DJI Mavic 3 Thermal. Изображение из статьи О.А. Гирина, А.Г. Маневич, E.А. Лупян, Д.В. Мельников, И.А. Нуждаев, И.А. Уваров, И.М. Романова, А.А. Сорокин, Л.С. Крамарева, А.А. Нуждаев, 2024
Изображения нового лавового купола «300 лет РАН» у юго-восточного подножия древнего купола Каран влк. Шивелуч в инфракрасном (справа) и видимом (слева) каналах получены 8 мая 2024 г. с помощью системы DJI Mavic 3 Thermal. Изображение из статьи О.А. Гирина, А.Г. Маневич, E.А. Лупян, Д.В. Мельников, И.А. Нуждаев, И.А. Уваров, И.М. Романова, А.А. Сорокин, Л.С. Крамарева, А.А. Нуждаев, 2024

Новый лавовый купол «300 лет РАН» на спутниковом снимке Sentinel-2B от 00:29 UTC 7 июня 2024 г. Данные из ИС VolSatView. Изображение из статьи О.А. Гирина, А.Г. Маневич, E.А. Лупян, Д.В. Мельников, И.А. Нуждаев, И.А. Уваров, И.М. Романова, А.А. Сорокин, Л.С. Крамарева, А.А. Нуждаев, 2024

Новый лавовый купол «300 лет РАН» рядом с куполом Каран на юго-западном склоне вулкана Старый Шивелуч. Дата: 8/5/2024 Автор: И. Нуждаев © Геопортал ИВиС ДВО РАН
Дата: 8/5/2024 Автор: И. Нуждаев © Геопортал ИВиС ДВО РАН

Результаты работы опубликованыв журнале «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса».

Камчатская группа реагирования на вулканические извержения (Kamchatkan Volcanic Eruption Response Team – KVERT) проводит ежедневные наблюдения за вулканом Шивелуч с 1993 г., а с 2014 г. непрерывный мониторинг выполняется с помощью Информационной системы «Дистанционный мониторинг активности вулканов Камчатки и Курил» (VolSatView).

Система VolSatView развивается совместно Институтом вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН (ИВиС ДВО РАН), Вычислительным центром Дальневосточного отделения РАН (ВЦ ДВО РАН), Дальневосточным Центром ФГБУ «НИЦ «Планета»» (ДЦ ФГБУ «НИЦ «Планета»») и отделом технологий спутникового мониторинга ИКИ РАН, при поддержке РФФИ и программ ДВО РАН.

Представленный в работе анализ комплексных наблюдений рождения нового лавового купола «300 лет РАН» выполнялся в рамках темы ИВиС ДВО РАН «Комплексный мониторинг активных вулканов Камчатки и Курильских островов наземными и дистанционными методами: изучение, оценка опасности, прогноз извержений вулканов. Геологический, энергетический, экологический эффекты извержений вулканов; анализ динамики вулканогенного процесса средствами геоинформационных технологий; моделирование механизмов извержений».
Работа информационной системы VolSatView обеспечивалась с использованием ресурсов Дальневосточного центра НИЦ «Планета»; Центра коллективного пользования (ЦКП) «ИКИ-Мониторинг»; ЦКП научным оборудованием «Центр обработки и хранения научных данных ДВО РАН»; ИВиС ДВО РАН.

ИКИ РАН