Названы главные достижения и разработки российских учёных

В своем выступлении на Общем собрании РАН глава академии Геннадий Красников рассказал о самых важных разработках и исследованиях с лучшими результатами российских ученых.

В Институте прикладной математики имени Келдыша создан новый метод реконструкции электрической и функциональной структуры тела человека по данным неинвазивных магнитных измерений. Эта разработка позволит улучшить диагностику.

В Институте вычислительной математики имени Марчука на основе модели климата создана первая в России система прогнозирования аномалий климата на срок от одного до пяти лет. Метод не  уступает зарубежным аналогам, но для его использования нужны более низкие мощности компьютерных вычислений.

В Физическом институте имени Лебедева совместно с Российскими Космическими Системами, Сколтехом, Институтом лазерной физики Сибирского отделения разработаны компактные мобильные оптические часы на одиночном ионе иттербия — первые в мире, хотя созданием таких устройств занимаются многие лаборатории в мире. Вес часов — около 300 кг, объем менее куба. Это сложное чувствительное устройство для решения множества прикладных и фундаментальных задач.

В Институте проблем лазерных и информационных технологий РАН (филиале ФИЦ «Кристаллография и фотоника») ученые исследовали возможность увеличения КПД многорезонаторного клистрона на 5-6% за счет использования кольцевых электронных потоков. Показано, что замена сплошного электронного пучка на кольцевой позволяет увеличить силу тока пучка и мощность прибора на 30-100% при том же значении КПД.

В Институте проблем механики имени Ишлинского впервые выполнены исследования по совмещенному радиационному и конвективному нагреву высокотемпературного материала. Эксперименты проведены на уникальной научной установке страны – ВЧ-плазмотроне ВГУ-4. В качестве источника излучения использовался волоконный лазер, образец из теплозащитного плиточного материала орбитального корабля «Буран».

В Институте органической химии имени Зелинского предложен принципиально новый подход к  разработке наноструктурированных катализаторов. Он заключается в анализе данных электронной микроскопии с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Разработана уникальная методика визуального наблюдения каталитических и органических процессов на микрометровом и нанометровом уровнях. Результат открывает новые возможности для исследований и разработки высокоэффективных катализаторов.

В Институте биоорганической химии имени академиков Шемякина и Овчинникова реализован модульный принцип, который дает возможность менять нацеливание CAR-T-клеток на разные части антигена, то есть раковой клетки, и другие ассоциированные с опухолью антигены.

В Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, Институте теоретической и экспериментальной биофизики проведены эксперименты, которые открывают новые пути компенсации нейродегенеративных процессов.

В Центральном экономико-математическом институте РАН на основе агентно-ориентированной модели сделан анализ динамики численности населения России и факторов повышения рождаемости.

Национальный корпус русского языка – это уникальная информационная система, содержащая лингвистически размеченную коллекцию текстов на русском языке. В 2022 году Институтом русского языка имени Виноградова значительно увеличен общий объем корпусов, достигнув отметки свыше 1,5 миллиарда словоформ. Газетный корпус превысил 790 миллионов словоупотреблений.

В Центральном научно-исследовательском институте эпидемиологии с использованием современных IT-технологий создана российская платформа выявленных вариантов вируса COVID-19.  Обеспечен быстрый доступ для органов эпидемиологического надзора и практического здравоохранения к данным о пандемических вирусах. Всего загружено уже 251 тысяча последовательностей, в том числе 154 тысячи – полные геномы. К платформе подключено 150 организаций.

В Федеральном научном центре в НИИ экспериментальной ветеринарии имени академиков Скрябина и Коваленко создана вакцина против инфекционного атрофического ринита и пастереллеза свиней.

Фото: i3vestno.ru