Сильнее всего пострадают физика, материаловедение, климатология и космонавтика — Die Zeit

06.04.2022
Если из-за событий на Украине российские учёные окажутся за новым «железным занавесом», это приведёт к глобальным последствиям, пишет Die Zeit. Сильнее всего пострадают физика, материаловедение, климатология и космонавтика. Будут отменены многие исследовательские проекты, в которых Москва играет ключевую роль. К тому же лабораториям по всему миру будет не хватать российских денег и ноу-хау, предостерегает немецкое издание.

Даже в годы холодной войны наука была мостом между враждующими блоками, пишет Die Zeit. Теперь же в отношениях Востока и Запада произошёл разрыв, что представляет угрозу для научного сотрудничества в самых разных сферах: от климатологии до космонавтики.

До сих пор гармоничному сосуществованию России, США, Европы, Японии и Канады на Международной космической станции (МКС) серьёзно не помешали ни военный конфликт в Грузии, ни присоединение Крыма. Однако все может измениться, в Москве скептически относятся к планам продления сотрудничества после 2024 года. Правда, мосты между старыми и новыми блоками можно будет продолжать возводить в сфере частных космических полётов, считает Die Zeit.
Спецоперация на Украине стала для науки «своего рода 11 сентября», пишет немецкое издание. Теперь многое нужно реорганизовать. Министр образования, науки, исследований и технологий Германии Беттина Штарк-Ватцингер заявила 25 февраля о заморозке всех научных проектов с Россией, а также приостановке финансирования и отмене встреч с российским участием. Последствия этого решения будут невероятно масштабными. Сильнее всего пострадают физика, материаловедение и климатология. Российские и немецкие учёные уже давно сотрудничают в этих сферах. Учёным, приглашённым из России, дали тогда неделю на то, чтобы покинуть Германию.
В связи с событиями на Украине в науке наступят и глобальные изменения, отмечает издание. Дело в том, что исследования основываются на обмене идеями, на работе людей, которые подходят к решению проблемы с разных сторон. Именно поэтому исследовательские команды интернациональны и интердисциплинарны. Если же российские эксперты окажутся за новым «железным занавесом», пропадёт целая часть системы.
Россия поставила на службу науке столько же людей, сколько и Германия, а именно 400 тыс. исследователей. Каждый год Кремль вкладывал в эту сферу $40 млрд. Если санкции против Москвы всё-таки будут приняты, этих денег и ноу-хау из России будет не хватать во многих лабораториях по всему миру. Нехватку средств из Москвы ощутят на себя и другие страны. В частности, центр ядерных исследований CERN в Женеве, в котором работает около 900 исследователей из России [статья  в Die Zeit вышла 3-го марта, а 8 марта ЦЕРН приостановил сотрудничество с РФ]. Также пострадает проект по созданию международного экспериментального термоядерного реактора, энергию которого планировалось использовать в борьбе с глобальным потеплением.
Коснётся происходящее и научной обсерватории ZOTTO в Сибири. Сейчас этот проект находится в режиме ожидания, и неизвестно, как будут развиваться события дальше.
«Дороже всего человечеству обойдётся, если мы зароем в песок климатологию. А в ней Россия играет ключевую роль», — заявили в Обществе научных исследований имени Макса Планка.
К тому же в Сибирь должна была выехать группа исследователей из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера для изучения влияния глобального потепления на вечную мерзлоту и природу. Теперь же эта поездка отменена.
Впрочем, многие надеются, что ряд совместных проектов удастся продолжить.
«Мы должны понять одно: мир у нас всего один», — подчеркнул президент Общества научных исследований имени Макса Планка Мартин Штратманн.