Фармакология, генетика, пищевая индустрия. На базе вивария ученые СКФУ расширяют медико-биологические исследования

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) открыл специализированный центр для  нейробиологических, фармакологических и генетических исследований на лабораторных животных. Виварий СКФУ создан в научно-исследовательских и образовательных целях.

Новый современный комплекс открыт в рамках национального проекта «Наука и университеты», финансирование велось, в том числе, за счет программы «Приоритет 2030». Лабораторных животных в виварии будут использовать для изучения новых лекарственных средств, материалов, создания генетических конструкций, наблюдения за развитием живого организма и других работ.

Открывшийся в университете уникальный комплекс позволяет нашим ученым масштабировать широкий спектр разработок в области генетики, фармацевтики и других направлений медико-биологических исследований. Эта инновационная площадка будет также играть важную роль в процессе обучения студентов и учеников СУНЦ. Уверен, что современный ресурс для проведения медико-биологических исследований расширит возможности для развития научных и образовательных проектов с нашими партнерами.

• Дмитрий Беспалов, ректор СКФУ

Помещения оборудованы для содержания и разведения лабораторных животных разных видов, в том числе: мышей, крыс и кроликов. В виварии СКФУ одновременно может содержаться до 500 особей, сейчас здесь находятся 260 крыс линии Wistar. Также на его базе может проводиться полный цикл поведенческих тестов,
позволяющих оценить функциональное состояние центральной нервной системы грызунов, выработку и воспроизведение условных рефлексов, а также другие виды исследований. Операционная комната предназначена для выполнения всех необходимых хирургических манипуляций и возможности создавать различные модели патологических состояний животных.

Один из этапов работы по проекту «Создание первого в России высокотехнологичного производства пребиотика лактулозы» проходит в настоящее время на базе открытого вивария СКФУ. В лабораторных условиях ученые СКФУ сравнивают пребиотический эффект «Лактулозы» (производство АО «МКС», Ставрополь) и «Дюфалака» (производство Abbott biologicals, b.v., Нидерланды).

В рамках программы «Приоритет 2030», а также гранта РНФ на базе вивария СКФУ мы начали исследование новых эффективных ветеринарных биопрепаратов. На крысах в лабораторных условиях будет проводиться оценка иммунотропного действия, а также ранозаживляющей, противовоспалительной эффективности целого комплекса новых ветеринарных биопрепаратов на основе пептидно-аминокислотных комплексов.

• Игорь Ржепаковский, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник  межкафедральной научно-образовательной лаборатории экспериментальной иммуноморфологии, иммунопатологии и иммунобиотехнологии медико-биологического факультета СКФУ

В распоряжении ученых имеется маточное поголовье крыс, которых планируется размножать в учебных целях. Для научных исследований будут целенаправленно закуплены животные с заданными характеристиками. Для моделирования различных заболеваний, в том числе диабета и онкологии, будут востребованы специально выращиваемые крысы линии Wistar и SD и мышей Balb/C и CD-1.

Изображения: фотограф управления по информации и связям с общественностью СКФУ Илья Хачатурян