Быть собой или как все. Аутентичность помогает нам в жизни?

 Профессор НИУ ВЭШ Софья ­НАРТОВА-БОЧАВЕР, а на ее работы по психологии, заметим, в научном сообществе есть немалый спрос, только что завершила ежегодный отчет для Российского научного фонда о выполнении гранта №20-18-00262 на исследование аутентичности. Проект рассчитан на четыре года, и, как считает Софья Кимовна, возглавляемый ею коллектив получил по нему убедительные результаты (https://social.hse.ru/psy/authenticity/). За это время психологи опубликовали 13 статей в ведущих научных журналах, включая зарубежные, и надеются, что Фонд продлит грант на следующий год. А дальше — как получится, поскольку тема исследований обширная. Вероятно, есть смысл подать заявку еще на один конкурс.
— Почему эксперты РНФ удовлетворили вашу заявку, сочли важной эту тематику?
— Думаю, мы сумели убедить очень квалифицированных специалистов в том, что понятие «аутентичность» связано с изучением огромного количества данных, свидетельствующих о психологическом благополучии человека и его позитивном развитии.
— Как вы понимаете это качество?
— Я разрабатываю самые разные направления психологии и постоянно нахожусь в научном поиске. Но больше всего меня интересуют вопросы внутренней согласованности личности. Противоречия, которые человек преодолевает, стремясь, скажем, добиться успеха и одновременно помогать людям, будучи альтруистом. Более 10 лет назад на крупной международной конференции в Эстонии я слушала доклад молодого ученого Алекса Вуда об аутентичности личности. И поняла, что именно этого слова не хватает в отечественной традиции изучения личности. Аутентичность означает подлинность, верность своему истинному «я». (Однако вопрос, как это «я» обнаружить и где его искать?)
Само понятие используется в мировой психологии личности примерно лет 20 и, если совсем просто, первоначально понималось просто как верность своей индивидуальности: темпераменту, характеру, чертам личности.
Скажем, экстраверт стремится совершать поступки, отвечающие его складу характера, как и интроверт. И если, не дай Бог, заставить их вести себя иначе, они почувствуют себя плохо.
Такова была точка зрения, принятая на Западе, но поддержки не нашла. Более того, оказалось, что природа человека не так уж и сильно связана с его переживаниями подлинности, «делания своего», как писал Платон. И тогда исследователи начали задумываться, как аутентичность проявляет себя во внешнем пространстве, мешают или помогают этому другие люди и вообще это просто экономия усилий в процессе достижения успеха или возвышение, развитие духовного начала личности?
В разных культурах были понятия, которые обозначали верность себе, и на Западе, и на Востоке это рассматривалось как достоинство и добродетель. Только слова для обозначения истинного «я» использовали разные.
В древней Греции, например, аутентичность обозначала верность себе, подкрепленная высоким жизненным тонусом в стремлении добиваться своих целей и тем самым, заметим, реализовать свою сущность. И все эти качества отражают разные стороны аутентичности.
— Простите, но она или есть, или ее нет. Или ее можно воспитать?
— Понятно, что рожденный ползать летать не может. Ведь у каждого человека есть свое предназначение (призвание). Своя собственная индивидуальность, свое истинное «я». Но это качество можно взрастить, усилить, если есть, конечно, понимание, что нам оно очень нужно. В этом случае мы применяем его как необходимый инструмент.
— Для чего?
— Для понимания, как жить дальше. Каждому из нас отпущено ограниченное время жизни, отсюда вопрос, как лучше его использовать для себя и для мира? Если человек занимается не своим делом, то ответ вряд ли будет положительным. И он не сумеет, просто не успеет состояться.
А если попыток найти свой путь будет много, то времени на «чистовик» собственной жизни не останется вообще. Человек окажется в состоянии перманентного кризиса, отвращения к жизни. Если же есть ощущение правильности выбранного пути, жизнь наполняется уверенностью. Появляется ощущение понимания, что человек проживает свою собственную, а не чужую жизнь.
Безусловно, очень многое зависит от самой индивидуальности. Легче тем, кто наделен чувствительностью (к подлинности собственной жизни), способностью анализировать свои мысли и поступки, понять, скажем, верны ли они истинному «я». Убеждена: эти качества есть у каждого и не зависят напрямую от уровня интеллекта, образования или условий жизни.
Человек работает у станка, и это может вполне его устраивать. А потребуй от него, скажем, кого-нибудь учить или писать статьи, это будет насилием над ним. Аутентичность не достояние избранных, так думать ошибочно.
Наши исследования доказывают: люди, для которых аутентичность не пустой звук (хотя и не знают этого термина), могут точно выбрать свой путь, жить наполненной жизнью, не испытывать разочарований и не допустят насилия над собственной личностью. Аутентичность как качество личности экономит усилия, предохраняет от ошибок и давления извне.
— Предусматривал ли грант подготовку практических рекомендаций людям, стремящимся улучшить свою жизнь?
— РНФ не требовал от нас прикладных разработок. В Сети можно найти программы многочисленных тренингов аутентичности — эта тематика востребована.
Возможно, в будущем мы тоже напишем такую программу. Наша цель была подвести философскую и доказательную базу под феномен аутентичности. Попробовать адаптировать к российской реальности касающиеся аутентичности западные теории (хотя в результате возникла наша собственная «Субъектная концепция аутентичности»).
Изучая опыт применения западных концепций, учли тот факт, что Россия — европейская и азиатская страна, при этом не индивидуалистическая, не коллективистическая, а сбалансированная, открытая разным влияниям. И это, безусловно, влияет на нашу ментальность.
Если на Западе аутентичность понимали, скорее, как приверженность своей природе и интересам, которые необходимо защищать от влияния извне, то на Востоке — как верность своему предназначению в согласии с Космосом. Можно ли объединить западный подход и восточный? Ответ на сей вопрос дал наш великий психолог Сергей Рубинштейн, автор знаменитой книги «Человек и мир».
Советский ученый, между прочим, лауреат Сталинской премии, учившийся еще в царское время в Германии. Не будучи марксистом, он сказал, что не существует человека и мира. Есть человек-в-мире, и они неотделимы друг от друга.
Человек невозможен вне времени и пространства, в которых он живет. А время и пространство, есть результат его желаний, воли, мечты. Если мы выбросим из системы «человек-в-мире» мир, то и человек разрушится.
Мы собрали разные точки зрения и дали собственное определение аутентичности: это черта личности, отвечающая за верность человека своей природе, пространственно-временным обстоятельствам, в которых он оказался, и своему жизненному предназначению. Это качество влияет на психологическое благополучие в разных его проявлениях, выбор своего пути и поступки, приближающие характер человека к его истинному «я».
Мы много работали с западными опросниками, измеряющими уровень аутентичности личности, но в результате предложили свой собственный метод, который назвали «Московская шкала аутентичности». Она очень хорошо работает (спасибо нашему замечательному аналитику Софии Резниченко!).
В шкале всего пять пунктов. Первый: «Меня устраивает время и место, в котором мне довелось жить». Поясню: иногда человеку начинает казаться, что его жизнь сложилась бы совершенно иначе, родись он, скажем, в XIX веке и не на Севере России, а, допустим, в Северной Италии. Такой человек, по нашему мнению, не удовлетворен собственной жизнью, считая, что получилась она вовсе не такой, как ему бы хотелось. Но «времена не выбирают», аутентично живущий человек использует те ресурсы, которыми отмечены время и пространство именно его бытия, и умеет ими пользоваться.
Дальше: «Я принимаю себя таким, какой я есть от природы». Другими словами, что дано, то дано. Потому необязательно проводить уйму времени на фитнесе, менять пол или делать пластическую операцию. Это не всегда идет на пользу. А знание своих особенностей помогает максимально использовать их.
Еще: «Пусть я ошибаюсь, но я проживаю свою жизнь». Сильное утверждение о праве человека на собственное несовершенство и ошибки. Не хочу быть как все. Я не «Сникерс», чтобы нравиться всем. Разборчивый человек не стремится завоевать расположение тех, кого может не уважать. И не кичится этим, а осознает и поступает соответственно своим принципам.
И еще одно утверждение: «Я себя знаю и хорошо понимаю». Вижу свои сильные и слабые стороны. Знаю свои недостатки и стараюсь их изжить, насколько это возможно. Не выдаю себя за кого-то другого и не завидую его добродетелям или успехам. И, наконец: «Я знаю свое предназначение и следую ему».
Опросник, по нашему мнению, полностью раскрывает нашу научную идеологию.

Юрий Дризе

Нет комментариев