Почему мы так любим бояться: научный взгляд на самый страшный праздник года

Почему мы так любим бояться: научный взгляд на самый страшный праздник года

Каждый год в конце октября миллионы людей по всему миру добровольно окунаются в атмосферу ужаса. Они украшают дома светящимися тыквами, наряжаются в монстров и с упоением ищут острых ощущений в комнатах страха или перед экранами с фильмами ужасов. Это Хэллоуин — уникальный праздник, который превратил базовую эмоцию страха в глобальное развлечение. Но почему нам так нравится щекотать себе нервы? Давайте разберемся, что же на самом деле происходит в нашем мозге, когда мы боимся, в том числе «в шутку».

Эволюция ужаса: от кельтских костров до тыквенных голов

Чтобы понять феномен Хэллоуина, нужно ненадолго вернуться в прошлое. Его корни уходят в кельтский праздник Самайн, знаменовавший конец старого года и начало нового. Кельты верили, что в эту ночь граница между мирами живых и мертвых истончается, и духи могут бродить среди людей. Чтобы отпугнуть незваных гостей, они гасили очаги и разжигали костры, наряжались в шкуры животных и выставляли угощения.

Откуда же пришли главные атрибуты современного Хэллоуина?

  • Фонарь из тыквы. Его прообразом был гораздо более мелкий плод, точнее, корнеплод — репа. Ирландская легенда рассказывает о скупце и манипуляторе Джеке, который дважды обманул самого дьявола. В наказание после смерти Джека не пустили ни в рай, ни в ад. И Джек был обречен после смерти вечно скитаться, освещая себе путь с угольком, спрятанным внутри репы. Ирландские эмигранты привезли эту легенду в Америку, где обнаружили, что крупная и мягкая внутри тыква — куда более удобный материал для создания зловещего атрибута. Так Джек обзавелся тыквой со свечкой внутри, которую нередко так и зовут «Светильник Джека», или «Джек-фонарь».
Изображение: Freepik
  • Черные кошки. Их дурная репутация тянется из европейского Средневековья. Инквизиция считала кошек, особенно черных, фамильярами (прим. ред.: фамильяр — в средневековых поверьях дух-помощник ведьмы или колдуна, часто воплощавшийся в образе животного) ведьм — посланниками дьявола, способными наводить порчу. Ночной и скрытный образ жизни этих животных лишь укреплял их мистическую связь с потусторонними силами, делая их идеальным символом таинственного и опасного.
  • Летучие мыши. Их ассоциация с нечистью усилилась благодаря Брэму Стокеру и его роману «Дракула» (1897), повествующему о графе-вампире, по ночам превращающемся в летучую мышь. Однако и до этого ночной образ жизни, жизнь в пещерах, которые считались вратами в подземный мир, и бесшумный полет создавали летучим мышам ореол загадочных и зловещих существ.

Благодаря нескольким мощным волнам эмиграции, разносившим коренных ирландцев по всему миру, Хэллоуин из локального кельтского обряда превратился в глобальный культурный код, который приняли люди разных религий и социальных слоев. Почему? В немалой степени потому, что он предлагал нечто универсальное и заманчивое — разрешение на коллективный, контролируемый страх, который, кстати говоря, еще и полезен для здоровья.

Вот что рассказал порталу «ПОИСК» Алексей Грязнов, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Университета управления «ТИСБИ»: «Контролируемый страх действительно может приносить пользу, хотя звучит это странно. Исследователи из Вестминстерского университета обнаружили, что просмотр фильмов ужасов помогает справляться с тревожными расстройствами и депрессией. Механизм работает так: современный человек часто испытывает хронические размытые страхи — потерять работу, не выплатить ипотеку, заболеть. Эти переживания могут терзать годами, постоянно подтачивая здоровье выбросами гормонов стресса. При этом такие страхи не решаются через привычные организму механизмы «бей или беги».

Наш мозг эволюционно настроен на острые, конкретные угрозы, от которых можно убежать или с которыми можно сразиться. Хоррор предоставляет именно такую возможность — пережить интенсивный, но краткосрочный страх с понятным началом и концом. После просмотра фильма ужасов, например, организм приходит к выводу, что справился с опасностью, и награждает себя дофамином. Это своего рода эмоциональная перезагрузка. Мозг переключается с постоянной тревоги на более реальную, как ему кажется, угрозу, а потом расслабляется.

Изображение: Freepik

Во время пандемии, когда тревога охватила почти половину населения земли, продажи фильмов ужасов выросли почти вдвое. Люди интуитивно искали способ переключиться с неопределенного беспокойства на понятный, контролируемый страх. Есть данные, что контролируемые ужасы могут работать как тренинг для нервной системы — людей, которые регулярно смотрят хорроры, труднее вывести из себя, они переживают вместе с героем ситуацию и справляются со страхом. Правда, речь идет об умеренном потреблении у людей со здоровой психикой. Для тех, кто уже страдает от неврозов или имеет слабую нервную систему, такие встряски могут только усугубить состояние, вызвать бессонницу и кошмары».

Почему наш мозг говорит страху «еще!»?

Главный парадокс Хэллоуина заключается в самой природе страха. Это древнейший механизм выживания, который должен заставлять нас бежать от опасности. Почему же мы платим за то, чтобы нас напугали? Можно ли считать тягу к ужастикам отклонением?

По словам Алексея Грязнова, тяга к хоррору — нормальное явление с глубокими эволюционными корнями. Наши предки постоянно сталкивались с реальными угрозами, и мозг привык к регулярным дозам адреналина. Избавившись от хищников и опасностей дикой природы, мы не избавились от потребности в этих переживаниях. Раньше люди толпами собирались на гладиаторские бои и публичные казни. И эти странные обычаи, кажущиеся нам сегодня дикими, были продиктованы той же самой потребностью соприкоснуться со страхом и смертью, но в «безопасной» для смотрящего форме. Кстати, замечено, что жители стран с высоким уровнем дохода чаще смотрят ужасы — когда есть базовое ощущение безопасности и материального благополучия, легче наслаждаться искусственным страхом.

Публичная казнь в Испании. Изображение: Wellcome Collection

При этом, как утверждают психологи, любители ужасов — это не склонные к жестокости люди, а скорее, наоборот. Исследования показали, что многие из таких людей испытывают трудности с открытым выражением агрессии и негативных эмоций. У них чаще выражены обида, чувство вины и косвенная агрессия. Они используют стратегии избегания и приспособления в конфликтах, накапливая невыраженную злость. Просмотр хорроров становится для них безопасным способом эмоциональной разрядки — возможностью проявить свою теневую сторону без реальных последствий, сидя дома на уютном диване.

Американский психолог Дэвид Радд успешно использует фильмы ужасов для лечения фобий, помогая пациентам привыкнуть к пугающим образам в безопасной обстановке. При регулярном воздействии на психику чего-то пугающего человек начинает привыкать и перестает испытывать негативные чувства. А «маэстро ужаса» режиссер Альфред Хичкок неоднократно признавался, что через свои фильмы прорабатывал собственные детские страхи, по сути, используя кинематограф как средство преодоления своих многочисленных фобий. Так что любовь к ужастикам скорее говорит о нехватке острых ощущений в безопасной повседневной жизни и о потребности в эмоциональной встряске. Это здоровый способ пощекотать нервы, не прыгая с парашютом.

Кадр из фильма «Психо» (1960), режиссер Альфред Хичкок. Изображение: imdb.com

Химия страха

На самом деле секрет привлекательности страха кроется в сложных химических процессах нашего мозга. Когда мы смотрим страшный фильм или заходим в «дом с привидениями», наш организм реагирует так, будто опасность реальна: учащается сердцебиение, обостряются чувства, в кровь выбрасывается адреналин. Это фаза «бей или беги».

Но вот вступает в дело ключевой фактор — «управляемый страх». Лобные доли нашего мозга, отвечающие за логику и анализ, понимают: «Мы в безопасности. Это просто аттракцион». В этот момент к адреналину подключаются гормон удовольствия — дофамин. Мозг вознаграждает нас за то, что мы «пережили» угрозу, не получив реального вреда. Возникает своеобразный психологический эффект «американских горок» — мы получаем удовольствие от самого состояния, зная, что все закончится благополучно.Страх выполняет и важные социальные, и психологические функции. Во-первых, катарсис. После всплеска страха и последующего облегчения мы чувствуем себя спокойнее и счастливее. Во-вторых, социальное сплочение. Совместное переживание страха невероятно сближает. Крича в темной комнате вместе с друзьями, а потом смеясь над своей реакцией, мы укрепляем социальные связи.

Изображение: Freepik

Именно эти механизмы использует огромная индустрия развлечений, сформировавшаяся в нашем цивилизованном современном обществе. Фильмы ужасов, триллеры и детективы о маньяках, комнаты страха, квесты-ужастики, повсеместно расплодившиеся «музеи средневековых ужасов и пыток», парки с динозаврами… Ну и, конечно, эти ужасно веселые Хэллоуин-вечеринки.

Почему символы Хэллоуина работают?

Но почему светящаяся тыква одинаково пугает и американского школьника, и японского офисного работника? Раньше в каждой культуре были свои мифические монстры и образы страха, но сегодня, благодаря глобализации, образы Хэллоуина превратились в архетипы.

Что мы имеем в виду под архетипами в данном контексте? Это универсальные, фундаментальные символы, которые бессознательно считываются нами независимо от национальности.

Свирепая тыква-голова — это не просто овощ. Это символ отрубленной головы, нежити, наблюдающего за тобой духа. Летучая мышь — классический образ ночного хищника, вампира, тьмы. Черная кошка — воплощение непредсказуемости и потусторонней магии. Эти символы стали частью коллективного бессознательного, своеобразным «языком страха», который обходит рациональное мышление и бьет напрямую в древние отделы мозга, отвечающие за инстинкты.

Изображение: Freepik

Но на кого эти стимулы действуют сильнее? Доктор психологических наук Алексей Грязнов поясняет: «Разница в реакции во многом связана с личностной чертой, которую психологи называют нейротизмом — это склонность к эмоциональной нестабильности и негативным переживаниям. По сути, это показатель того, насколько человек устойчив к стрессу. Люди с высоким уровнем нейротизма воспринимают обычные ситуации как угрожающие, а небольшие проблемы кажутся им непреодолимыми. Для них дом с привидениями становится источником настоящего стресса, который организм воспринимает как реальную угрозу. Причем нейротизм примерно наполовину обусловлен наследственностью и остается стабильным на протяжении всей жизни.

Дело не только в характере, но и в работе мозга. Исследования показали, что у тревожных людей во время просмотра пугающих изображений префронтальная кора работает менее активно — в ней даже снижается уровень кислорода. Именно этот отдел отвечает за рациональный анализ ситуации и помогает успокоиться, напоминая себе, что опасность ненастоящая».

А вот те, кто хохочет в аттракционе ужасов, обладают другими качествами:

  • они чувствуют себя в безопасности;
  • могут психологически дистанцироваться от происходящего;
  • уверены в своей способности справиться с ситуацией.

Для них страх превращается в игру с адреналином, после которой наступает приятное облегчение и даже выброс гормонов удовольствия.

Изображение: Freepik

На восприимчивость к ужасу влияет и уровень эмпатии, то есть способности к сопереживанию, к разделению с другим человеком его эмоций. Люди с низкой эмпатией легче воспринимают страдания персонажей, в то время как высокоэмпатичные зрители буквально проживают каждую сцену вместе с героями. «Кстати замечено, что женщины чаще предпочитают истории со счастливым концом, где герои побеждают зло, а мужчины выбирают сюжеты с большим количеством страшных сцен и безысходностью», — добавляет Алексей Грязнов.

***

Так что же такое в итоге Хэллоуин? В чем его магия и загадка? По мнению большинства социологов и психологов, Хэллоуин — это грандиозная социальная игра, которая позволяет нам прикоснуться к тьме, не становясь ее частью. Это возможность легально нарушить нормы, безопасно пощекотать свои нервы, получив от этого процесса не только испарину на лбу, но и мощный заряд удовольствия. Так что в этом году, зажигая свечу в фонаре-тыкве или наряжаясь в костюм монстра, помните: ваш мозг готовится к увлекательнейшему химическому и психологическому эксперименту под названием «страх». Приятных кошмаров!

Автор текста Валерия Стопичева

Изображение на обложке: Freepik

Ученые МГУ: понимание неоднородности рождаемости — ключ к эффективной демографической политике
Эти малыши видят то, что не замечают врачи. Крошечные создания спасут фарму от разорения.