Великую пирамиду в Гизе просканируют космическими лучами

03.03.2022

Великая пирамида в Гизе, возможно, является самым культовым сооружением, когда-либо построенном людьми. Но в некоторых отношениях Великая пирамида стоит особняком. Из семи чудес древнего мира относительно нетронутой осталась только эта пирамида.

Группа ученых будет использовать достижения в области физики высоких энергий (HIP) для сканирования Великой пирамиды Хуфу в Гизе с помощью мюонов космических лучей. Специалисты хотят заглянуть глубже в Великую пирамиду, чем когда-либо прежде, и составить карту ее внутренней структуры. Исследование будет носить название «Исследуй Великую пирамиду» (EGP).

Великая пирамида Гизы стоит с 26 века до нашей эры. Это гробница фараона Хуфу, также известного как Хеопс. Строительство заняло около 27 лет. На строительство пирамиды ушло примерно 2,3 миллиона каменных блоков — комбинации известняка и гранита — общим весом около 6 миллионов тонн. На протяжении более 3800 лет это было самое высокое рукотворное сооружение в мире. Сейчас мы видим только базовую структуру ядра Великой пирамиды. Гладкая белая известняковая оболочка со временем была удалена.

Великая пирамида хорошо изучена, и на протяжении многих лет археологи наносили на карту внутреннюю структуру. Само соружение и земля под ним содержат разные камеры и проходы. Комната Хуфу (Хеопса) находится примерно в центре постройки.

В последнее время археологические группы использовали некоторые высокотехнологичные методы для более тщательного исследования внутренностей пирамид. В конце 1960-х годов американский физик Луис Альварес и его команда использовали мюонную томографию для сканирования внутренней части постройки. В 1969 году Альварес сообщил, что они исследовали 19% пирамиды и не обнаружили новых камер.

В 2016–2017 годах команда ScanPyramids использовала неинвазивные методы для изучения Великой пирамиды. Как и Альварес до них, они использовали мюонную томографию, а также инфракрасную термографию и другие инструменты. Их наиболее значительным открытием является «Большая пустота» — массивная полость  над Большой галереей. Открытие было опубликовано в журнале Nature и считается одним из самых значимых научных открытий того года.

Мюоны — это элементарные частицы, похожие на электроны, но более массивные. Их используют в томографии, потому что они глубоко проникают в структуры. Глубже, чем может даже рентгеновское излучение.

Мюонная томография используется в разных областях — например, для проверки транспортных контейнеров на наличие контрабанды. Ученые в Италии будут использовать мюонную томографию, чтобы получить изображение внутренней части вулкана Везувий — так они хотят понять, когда он может извергнуться снова.

Миссия «Исследуй Великую пирамиду» (EGP) использует мюонную томографию, чтобы сделать следующий шаг в изучении Великой пирамиды. Система мюонных телескопов EGP будет в 100 раз мощнее, чем предыдущая мюонная визуализация.

«Мы планируем установить систему телескопов, чувствительность которой в 100 раз выше, чем у оборудования, недавно использовавшегося в Великой пирамиде, которая будет отображать мюоны практически со всех углов и впервые даст истинное томографическое изображение такое большое сооружение», — пишут ученые в статье о миссии EGP.

Фото: rg.ru