В пещере в Испании найдены свидетельства каннибализма неандертальцев

Испанские археологи проводят раскопки в бухтах Толл-де-Мойя, что в провинции Барселона. Одна из пещер, где работали специалисты, образовалась путем растворения неогенового известняка, из которого создана двухкилометровая система. Здесь ранее были обнаружены окаменелости пещерных медведей, благородных оленей, гиен, лошадей и зубров позднего и среднего плейстоцена.

Во времена среднего палеолита пещера была заселена группами неандертальцев — это также показали предыдущие раскопки, в ходе которых обнаружены трое детей-неандертальцев, а также каменные орудия труда.

В ходе последнего исследования, проведенного археологами из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Института CERCA, ученые обнаружили фрагменты черепа неандертальца и ключицы.

На останках есть несколько порезов, указывающих на то, что они были сделаны другими неандертальцами. Судя по всему, обитатели пещеры занимались каннибализмом. Другие идентифицированные останки фрагментированы — возможно, для того, чтобы получить доступ к костному мозгу и другим питательным веществам, содержащимся в костях.

Находки были датированы чуть ранее 52 тыс. лет назад, они были разбросаны по поверхности у входа в пещеру и смешаны с костями и зубами животных, на которых охотились неандертальцы.

«Это не первый задокументированный случай каннибализма среди неандертальцев, но он впервые выявлен в Южной Каталонии. Хотя антропофагия, по-видимому, не была обычным явлением среди этих ранних людей, в Европе есть несколько мест, которые предполагают подобные практики», — отмечают исследователи.

Фото: IPHES