В лаосской пещере найдена кость человека возрастом 86 тыс. лет

В недрах лаосской пещеры ученые обнаружили самые ранние известные свидетельства того, что наши человеческие предки пробирались через материковую часть Юго-Восточной Азии по пути в Австралию около 86 000 лет назад.

Международная группа исследователей, стоящая за этим новым открытием, попыталась «копнуть глубже», чем другие, в карстовой пещере на севере Лаоса, и обнаружила фрагмент черепа с тонкими чертами лица и осколок кости ноги.

Ученые оценили возраст двух человеческих окаменелостей от 86 000 до 68 000 лет, используя пять различных методов датирования для реконструкции временной шкалы пещеры, в которой ранние люди укрывались во время своих путешествий на юг.

Пещера Там Па Линг (пещера обезьян), где были найдены кости, имеет давнюю историю пребывания здесь людей. Горстка человеческих окаменелостей, (две челюстные кости, ранее найденные в более мелких слоях отложений), датированы возрастом от 70 000 до 46 000 лет .

Однако исследователи не могут назвать точный возраст костей, поскольку это место является объектом Всемирного наследия, а окаменелости охраняются лаосским законодательством. Поэтому в новом исследовании команда под руководством биолога-антрополога Сары Фрейдлайн из Университета Центральной Флориды обратилась к люминесцентному датированию и другим методам, чтобы получить оценку возраста отложений.

Результаты подтверждают оценки возраста окаменелостей, найденных ранее в пещере Там Па Линг, но увеличивают хронологию этого места примерно на 10 000 лет.

Пещера находится более чем в 300 километрах от моря, поэтому открытие предполагает, что наши мигрирующие предки не просто следовали вдоль побережья и островов в своем путешествии из Африки, но пересекали лесные районы и долины рек.

«Там Па Линг играет ключевую роль в истории современной миграции людей через Азию, но ее значение и ценность только сейчас признаются», — отмечает палеоантрополог Копенгагенского университета Фабрис Деметер, старший автор исследования.

Просеивая отложения, которые не видели дневного света в течение тысячелетий, и тщательно рассмотрев их слои под микроскопом, команда сделала вывод, что они медленно накапливались в течение примерно 86 000 лет — и зафиксировали запись о присутствии человека в пещере, охватывающую примерно 56 000 лет.
Чтобы уточнить возраст  двух новых человеческих окаменелостей, исследователи использовали  два зуба крупного рогатого скота, найденные в непосредственной близости. Так, сломанной кости человеческого черепа оказалось от 73 000 до 65 000 лет, а большеберцовой  — 77 000 лет.

Однако, согласно текущим генетическим данным, эти первые мигранты едва ли внесли какой-либо генетический материал в современные популяции.

Фото: abc.net.au
Исследователи предполагают: тот, кому принадлежал череп, произошел от иммигрантов, перемещавшихся через этот район, а не от архаичных гоминидов, таких как денисовцы, которые также жили в этом регионе и демонстрировали более крепкие черты.
Вполне может быть, что первые люди-исследователи отправлялись в путь волнами, пересекая Юго-Восточную Азию, пока не переплыли моря, в Австралию и через ее пустынные внутренние районы. По пути некоторые группы исчезли там, где позже преуспели другие, что в конечном итоге привело к возникновению древнейшей продолжающейся культуры на Земле.
«Это действительно решающий документ, — отмечает  Уэстэуэй, один из авторов исследования. — Наконец-то у нас есть достаточно свидетельств, чтобы с уверенностью сказать, когда представители Homo sapiens впервые прибыл в эту область, как долго они там находились и по какому маршруту они могли двигаться».
Исследование опубликовано в Nature Communications .