Ретросад в Ботаническом. Экспозиция открывает посетителям мир ископаемых растений

Нет лучшего способа рассказать о своей деятельности, чем вы­­с­тавка. Следуя этому принципу, ученые Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН открыли экспозицию «Палеосад. Путешествие в мир реликтовых растений». Она гармонично вписалась в одну из аллей Ботанического сада Петра Великого. Именно так: сад в саду! Сочетание вымерших и реликтовых растений, скульптурной реконструкции и виртуальной реальности позволяет заглянуть в глубины прошлого, понять, как развивалась флора нашей планеты от первых примитивных форм до нынешнего буйного многообразия. Причем окаменелые остатки древесин можно не только осмотреть, но и потрогать — им придан облик арт-объектов.
Институт, отмечающий в этом году 310-летие (возник за 10 лет до Академии наук), в полном смысле тряхнул стариной. Открывая экспозицию, директор БИН РАН доктор биологических наук Дмитрий Гельт­ман напомнил, что еще в середине XIX века здесь появился первый палеоботаник Карл Евгеньевич Мерклин, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Благодаря его до­с­тойным продолжателям палео­ботаника развивается как комплексное научное направление, связанное с геологией, географией, археологией, климатологией.
Сегодня БИН РАН располагает одной из лучших в мире коллекций ископаемых растений, которая хранится в институтском музее и заставленной шкафами лаборатории палеоботаники: более 80 тысяч обработанных и занесенных в базу данных древесин и отпечатков листь­ев и еще около 20 тысяч ждущих описания.
Плюс карпологическая коллекция: свыше 100 тысяч образцов семян, причем в реальности их гораздо больше — образцом считается набор семян одного вида.
Лаборатория, которую в 1954 году возглавил будущий академик и директор БИН Армен Леонович Тахтаджян, с тех пор нацелена на изучение эволюции растений, что дает ценную информацию о жизни экосистем, климате и экологических катастрофах далекого прош­лого.
И вот палеоботаника вышла из стен лаборатории! Среди высаженных в разные годы реликтов (граб, багрянник, метасеквойя, несколько видов кленов, магнолия — все они некогда произрастали на широте Санкт-Петербурга) разместились окаменевшие стволы из коллекции БИН, отпечатки вымерших растений, оживающих на экране смартфона. Их живописные листья и стебли предстают в виде изящных барельефов из латуни, которые выполнила научный сотрудник институтского музея, а по совместительству талантливый палеоскульптор Анастасия Золина (на снимке). Стенды с информацией и QR-кодами рассказывают посетителям о том, как выглядела растительность в эпоху динозавров.
Динозаврам в этом проекте принадлежит не последняя роль. По словам Дмитрия Викторовича Гельтмана, идея выставки восходит к известному фильму «Парк юрского периода» и глобальному увлечению динозаврами. Особенно они полюбились детям — динозавры стали героями многочисленных игр, книжек и мультиков, а за детьми тянутся взрослые. Людям интересно, что происходило на планете много миллионов лет назад, и плох тот естественно-исторический музей, который этим не пользуется.
Не обошлось без динозавров и в Ботаническом саду. Симпатичный бронзовый анкилозавр предваряет экспозицию. Анастасия Золина не ставила задачу изобразить четвероного гиганта с устрашающим панцирем, жившего каких-то 66 миллионов лет назад, в натуральную величину. В сотворчестве с мужем Дмитрием изготовили его 26-килограммовую мини-копию. Но это как раз не дань моде. Останки такого анкилозавра и остатки его возможной кормовой базы — ископаемых растений — были найдены и изучены сотрудниками БИН РАН на Чукотке.
Кстати, кандидатская диссертация Анастасии посвящена ископаемым растениям Чукотки. Сначала она, выпускница биофака Санкт-Петербургского университета, занималась современными растениями, но, видимо, дали о себе знать гены — ее прадедом был знаменитый геолог и палеонтолог, президент Палеонтологического общества страны академик Борис Сергеевич Соколов.
Что касается увлечения художественным лить­ем, оно возникло еще в студенческие годы от желания по-новому отобразить предмет своих исследований, превратить его в набор украшений. Осваивала инструментарий и технологии обращения с глиной, пластилином, воском, предшествующие литью.
Чем отличается палеоскульптор от просто скульптора? Наверное, тем же, чем палеоботаник от ботаника. Специалисты, изучающие современные растения, наблюдают их в разное времена года, видят, как они цветут и плодоносят; палеоботаники же работают с их уцелевшими остатками: это листья, плоды, пыльца, древесина, которые подчас очень сложно найти вместе или собрать по частям, доказать, что это — единое целое, и реконструировать.
Изготовление каждого из 16 литых фрагментов растений палеосада, действительно похожих на элегантные украшения, занимало от 20 до 80 часов. «Художественного образования у Анастасии нет, но есть доскональное знание исчезнувшего мира и стремление донести его красоту до окружающих», — говорит о супруге Дмитрий, профессионально работающий с металлом, и ему, безусловно, виднее.
Вероятно, с двойным старанием Анастасия воссоздавала образ ленточной водоросли вендотении, произраставшей на мелководьях около 600 миллионов лет назад, когда на нынешней территории Санкт-Петербурга было море, то был особый геологический период — венд, который открыл ее прадед.
Но, проводя экскурсию по палеосаду, она о каждом экспонате рассказывает с полным погружением в тему, будь то гигантский лишайник прототаксит, ринии — первые растения, вышедшие на сушу около 400 миллионов лет назад, древние хвощи и плауны, гинкго из юрского периода и беннеттиты из мезозойской эры, считающиеся предками современных цветочных растений.
Проект — победитель грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Фонда Потанина, результат коллективных усилий. Его реализовал Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд развития Ботанического сада при партнерской поддержке БИН РАН.
Научный руководитель проекта сотрудник лаборатории палеоботаники Дмитрий Громыко очень рад тому, что окаменелые древесины, которые долгие годы лежали без движения в подвале, были вытащены, отмыты, идентифицированы, покрыты лаком и служат просветительским целям. Он отмечает и такой нюанс: привлекательная экспозиция размещена на краю Ботанического сада, куда обычно не заглядывают посетители, которых в последнее время становится все больше. То есть антропогенная нагрузка на сад обещает выровняться.
— Выставка будет способствовать популяризации отечественной и мировой ботаники, покажет, что это не просто цветочки, пестики и тычинки, а сложная наука, требующая взгляда в далекое прошлое, в то же время актуальная и перспективная, поэтому мы ею и занимаемся, — подытожил церемонию открытия Дмитрий Гельтман.
Кажется, лучшей концовки для рассказа о палеосаде и не придумаешь. Но жизнь подбросила еще один сюжет. Пока готовилась выставка, Анастасия Золина успела родить сына. И кроха Борис, которому меньше годика, названный в честь прапрадеда академика Бориса Сергеевича Соколова, принял участие в ее открытии, фотографировался с динозавром. При такой наследственности за будущее отечественной палеонтологии можно быть спокойным.

Аркадий Соснов
Фото автора

Нет комментариев