Последние из археоциатов. Исчезновение древнейших губок в среднекембрийский период

Археоциаты, древние обызвествлённые губки, возникшие около 525 миллионов лет назад в морях Сибирского палеоконтинента, долгое время были загадкой для учёных. Они появились на заре кембрийской эпохи, а затем исчезли, оставив множество вопросов.

Эти древние организмы, ставшие первыми обладателями скелетов среди многоклеточных существ, вымерли в раннекембрийскую эпоху. Однако точное время и место их исчезновения долгое время оставались неясными. Ученые предполагали, что некоторые археоциаты могли отказаться от своего скелета, трансформируясь в мягкие губки.

Обнажение среднекембрийского известняка Мьюл-Спринг с археоциатовыми рифами, гора Сплит, Невада, США; обозначения: Mound — отдельная рифовая постройка, 0,3 и 0,7 — мощность рифовых пластов в метрах, звёздочки — места находок археоциат

Недавние исследования, проведенные международной группой учёных, пролили свет на последние дни археоциатов. Специалисты обнаружили следы этих организмов в известняках на западе Северной Америки, в области, известной как формация Каррара. Эти находки свидетельствуют о том, что археоциаты сохранились на Лаврентии, одном из древних палеоконтинентов, до середины кембрийского периода, примерно 509–508 миллионов лет назад.

Для сравнения, на Сибирском палеоконтиненте археоциаты исчезли несколько раньше, около 510 миллионов лет назад. Последние представители этой группы были найдены в слоях, содержащих также окаменелости трилобитов, что помогло учёным точно датировать их существование.

Исследователи из Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН и их американские коллеги пришли к выводу, что последние среднекембрийские археоциаты были на грани вымирания, но всё ещё сохраняли признаки жизни в изменяющейся окружающей среде.