Изотопные следы. Древние жители Крыма уходили в степи и высокогорья для выпаса скота

Ученые определили, что древние жители северо-западного побережья Крыма на долгое время покидали свои родные селения и уходили или уезжали верхом на лошадях в степи для того, чтобы выпасать овец и коз. При этом люди, обитавшие на северных склонах Крымских гор, пасли скот в высокогорных районах Южного берега Крыма. К таким заключениям пришли археологи и геохимики, оценив состав стабильных изотопов стронция в костях, найденных на месте древних поселений Бай-Кият I и Долгий Бугор.

Полученные знания помогают реконструировать маршруты путешествий древних жителей южных районов современной России. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Minerals.

Археологические находки на стоянках древних людей могут многое рассказать о быте наших предков, их традициях и социальных контактах. В частности, о миграциях исследователи узнают, сравнивая артефакты с разных поселений и анализируя их геохимический состав. Так, например, по соотношению изотопов стронция-87 (Sr-87) и стронция-86 (Sr-86) — одних и тех же атомов, имеющих разный вес, — в костях геохимики могут понять, где человек жил и чем питался.

Дело в том, что для почв из разных геологических провинций характерны разные соотношения этих изотопов. Из почвы изотопы стронция с водой поступают в растения, а потом по пищевым цепочкам передаются животным и людям, у которых «оседают» в костях. Поэтому, если сравнить соотношение изотопов стронция (Sr-87/Sr-86) в почвах на месте древних поселений и в найденных там же костях, можно определить, проживали ли люди постоянно на исследуемых стоянках или пришли из других районов.

Ученые из Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) проанализировали соотношение изотопов стронция Sr-87 и Sr-86 в костях, найденных на месте поселения позднего бронзового века Бай-Кият I и городища раннего железного века Долгий Бугор, расположенных в Крыму. Бай-Кият I находилось на северо-западном побережье Черного моря. Согласно археологическим раскопкам, в XIII–X веках до нашей эры здесь обитали носители двух археологических культур, свойственных жителям Северного Причерноморья, — сабатиновской и белозерской. Долгий Бугор располагался совсем в другой местности — на северном склоне Крымских гор и был обитаем в XI–VI веках до нашей эры.

Исследовательский коллектив. Источник: Марианна Кулькова.

Раскопки на территории поселения Бай-Кият I, где были обнаружены человеческие кости и черепа, а также кости животных — коз, овец, коровы, — были проведены еще в 1990-х годах археологом Виталием Колотухиным. На городище Долгий Бугор раскопки проводил участник проекта Виталий Тихомиров. Здесь были найдены кости овец, коз и коровы. Авторы оценили в обнаруженных артефактах соотношение стабильных изотопов стронция с помощью масс-спектрометра — прибора, определяющего химический состав образцов по тому, как ионы различных элементов движутся в электрическом и магнитном полях.

В костях со стоянки Бай-Кият I соотношение изотопов оказалось разным. Так, в костях ребенка и некоторых взрослых людей соотношение Sr-87/Sr-86 составило 0,7092, что совпадает с изотопным составом местной почвы побережья и морской воды. Значит, эта группа людей постоянно проживала на побережье. В других человеческих и животных останках соотношение Sr-87/Sr-86 было выше — 0,7096. Такие значения характерны для почв в степях Северного Крыма, поэтому ученые считают, что эта группа людей и животных большую часть жизни провела не на побережье, а в степном Крыму.

Стоянка Бай-Кият I на мысе Тарханкут в Крыму. Источник: Марианна Кулькова.

В костях животных из городища Долгий Бугор соотношение изотопов стронция было еще выше — около 0,7099. Такие показатели типичны для почв горных районов Крыма, и это может говорить о том, что овцы и козы, разводимые жителями предгорного поселения Долгий Бугор, постоянно паслись в высокогорных районах Южного берега Крыма.

Различия в изотопном составе костей с разных стоянок позволили нам определить возможные маршруты перемещений древних жителей Крыма. Так, на стоянке Бай-Кият I мы обнаружили останки постоянных обитателей, а также «пастухов» и овец, которые проводили большую часть своей жизни в степях, вдали от поселения. Некоторые пастухи использовали лошадей для перемещений на большие расстояния, что впервые установлено для эпохи поздней бронзы Северо-Западного Крыма. Об этом свидетельствуют и археологические находки на памятнике. Таким образом, мы можем предполагать, что мобильность людей, живших на территории Крыма в XIII–VI веках до нашей эры, могла быть связана со скотоводческой формой хозяйства.

• Марианна Кулькова, руководитель проекта,  доктор геолого-минералогических наук, доцент кафедры геологии и геоэкологии РГПУ имени А.И. Герцена

В дальнейшем авторы планируют исследовать изотопным методом артефакты на других стоянках на территории Крыма, чтобы расширить представление о миграциях древних жителей полуострова.

Соотношения изотопов стронция в костях людей и животных с памятников Бай-Кият I и Долгий Бугор.
Источник: Marianna Kulkova et al. / Minerals, 2024.

Изображения: пресс-служба Российского научного фонда