Глубоко под океаном. Гидротермальные источники обнаружили там, где их не должно быть

У побережья норвежского острова Шпицберген на глубине более 3000 метров обнаружено поле гидротермальных источников. Оно расположено вдоль подводного горного хребта Книповича, считавшегося не способным на вулканическую активность.

Ранее ученые находили гидротермальные источники практически вдоль всех подводных гор к северу от Исландии, однако хребет Книповича оставался  исключением. И вот теперь немецкие и норвежские специалисты обнаружили просачивающиеся потоки горячей воды на участке длиной около километра и шириной в 200 метров. Площадке дали название «Йотул» в честь героя скандинавской мифологии — великана, живущего внутри горы. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports .

Процесс нагрева воды под поверхностью океана можно сравнить с подогревом пола. Вулканическая активность под морским дном заставляет тепло просачиваться сквозь него, создавая теплые уголки и химические реакции, где может возникать и процветать жизнь.

Вода проникает на дно океана, где нагревается магмой. Перегретая вода затем поднимается обратно на морское дно через трещины. По мере продвижения вверх жидкость обогащается минералами и материалами, растворенными в породах океанической коры. Эти жидкости часто снова просачиваются на морское дно через трубчатые дымоходы, называемые черными курильщиками, где затем осаждаются богатые металлами минералы.
  • Герхард Борманн, морской геолог (Бременский университет)

Гидротермальные поля — одни из самых интересных подводных сред. Обычно они находятся очень глубоко под поверхностью океана — настолько, что солнечный свет не может пробиться сквозь огромную массу воды над ними. Здесь всегда темно,  холодно, а также все, что здесь находится, подвержено сокрушающему давлению.

Эта среда не очень благоприятна для жизни, но гидротермальные источники действуют как необычные оазисы. Минералы, просачивающиеся и растворяющиеся в воде, обеспечивают основу для пищевой сети, зависящей не от фотосинтеза, как большинство форм жизни ближе к поверхности, а от хемосинтеза — использования химических реакций для получения энергии вместо солнечного света.

Эти условия создают гораздо более динамичное и процветающее глубоководное морское дно, чем можно было бы ожидать, отмечают ученые. Явление интересно также тем, что дает представление о том, как жизнь может возникнуть в мирах, очень сильно отличающихся от нашего.

Обнаружение гидротермальных полей также важно для защиты биоразнообразия Земли и изучения того, как оно функционирует. Еще более важным ученые считают возможность понять, как функционирует и меняется со временем сама планета.

Источник изображения