Эксперты выяснили, присуще ли россиянам научное мышление

30.01.22

Опубликован экспертно-аналитический доклад «Научное мышление и популяризация науки в России», подготовленный АНО «Национальные приоритеты» в партнерстве с Российской академией наук.

В ходе опроса более половины респондентов (56%) продемонстрировали средний уровень научной грамотности, 30% показали низкий уровень, а 14% высокий. В выборке из 1600 человек не было ни одного человека, кто дал бы все 17 правильных ответов, но не было и ни одного, кто ответил на все вопросы неправильно.

Лучшие результаты продемонстрировали выпускники школ и вузов (представители возрастной категории от 18 до 24 лет). Самая низкая научная грамотность зафиксирована у жителей небольших городов и Москвы, самая высокая – у представителей Санкт-Петербурга.

Любопытно, что с научным мышлением у россиян дело обстоит лучше, чем с конкретными научными знаниями. По всем вопросам, связанным с применением операций научного мышления, правильных ответов было в сумме дано больше, чем неправильных.

Вопреки гендерным предрассудкам, мужчины и женщины демонстрировали примерно одинаковый уровень научной грамотности. Если исходить из возрастных критериев, то самый высокий уровень научной грамотности демонстрируют люди 18-24 лет. Из этого эксперты сделали два вывода: школа и вузы обеспечивают хороший уровень научной грамотности, и чем дальше от школы и вуза, тем она слабее.

Те, кто интересуется наукой, обладают более высоким уровнем научной грамотности. Те, кто читает часто, дают в три раза больше правильных ответов, чем те, кто читает редко. Среди тех, кто вообще не читает ничего про науку, высокого уровня научной грамотности не показал никто.

Эксперты, принимавшие участие в подготовке доклада, выделили и характеристики научного мышления. В частности, это — познавательная интенция, направленность на узнавание нового (любопытство), способность не принимать ничего на веру (критическое мышление), опираться на проверяемые данные и уметь самому их верифицировать, научная грамотность и широта кругозора. В докладе отмечаются также такие характеристики, как отсутствие противоречивости в мышлении и предсказательность (способность синтезировать на основе знаний о мире и его свойствах – законов природы и развития общества -
некие выводы, которые позволяют предположить развитие текущей ситуации).

Обозначены в докладе и «узкие места» в школьном образовании: не всегда обладающие научным мышлением педагоги, устаревшие учебники, «заточенность» последних классов школ на подготовку к ЕГЭ.

Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Нет комментариев