Землетрясение и огненные фонтаны. Видео извержения вулкана Стромболи

4.07.19

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН принимают участие в исследовании вулкана Стромболи, извержение которого произошло 3 июля. Новосибирские специалисты ведут эту работу вместе с коллегами из Национального института геофизики и вулканологии Италии.

Диаметр вулканического острова Стромболи, расположенного в Тирренском море к северу от Сицилии – всего около 4 км. Он образовался из-за того, что в этом месте Африканская тектоническая плита погружается под Европейскую плиту.

«Основной вопрос, который нам предстоит решить вместе итальянскими коллегами – почему происходят землетрясения внутри вулкана. Ведь если внутри вулкана все горячее и расплавленное, то землетрясений там случиться не может – они происходят только в какой-то более холодной и хрупкой субстанции», – рассказывает заведующий лабораторией сейсмической томографии ИНГГ СО РАН, Иван Кулаков.

Исследователь так описывает модель извержения Стромболи. Существование магматических каналов в течение длительного времени приводит к разогреву и частичному плавлению окружающих пород. Если в какой-то момент давление в магматической камере вулкана уменьшится, это может привести к тому, что вес вышележащих пород сжимает и склеивает стенки подводящих каналов. Обратно канал в этом месте восстановиться не может, поскольку в горячем пластичном материале трещины не могут образоваться. Магма пытается найти другие пути выхода и сформировать трещины в более холодных хрупких породах. Когда они образуются, и новая магма под большим давлением достигает поверхности, происходит сильное извержение.

Видео: Иван Кулаков