Дополнить реальность. Как работают VR-технологии в обучении и нужны ли они детям

27.04.2022

В битве «за» и «против» гаджетов для обучения детей сломано немало копий. Профессионалы и обыватели, педагоги и родители спорят о целесообразности развития детей с помощью цифровой среды. Чему она учит ребенка? На пользу это или во вред? Можно ли подружить ребенка и с гаджетом, и с книгой? Разберем спорную тему.

Клиповое мышление детей – одна из главных проблем эпохи гаджетов. Компьютер, ноутбук, планшет и смартфон — стандартный набор для жизни в современном мире. Другой мир малышам неведом. Неудивительно, что воспринимать информацию в виде ярких озвученных картинок детям легче, чем обучаться традиционными методами. Но значит ли это, что гаджеты плохо влияют на развитие ребенка?

Назовем вещи своими именами
Любой электронный девайс – лишь проводник и ретранслятор информации. Какой именно контент и в каком количестве будет потреблять ребенок, зависит не от устройства, а от уровня цифровой гигиены в ближайшем окружении.

Если дома все постоянно в интернете, у ребенка формируется стереотип поведения — так и должно быть. Причем, вполне возможно, родители не бездельничают онлайн. Папа может смотреть новости или финансовые сводки, а мама – вести рабочую переписку, но для ребенка это неважно. Через 5-7 лет никто его не переубедит, что «жить в сети» вредно – у него уже будет собственный подтвержденный опыт, что это норма. Поэтому необходимо ограничивать время онлайн — и свое, и детское.

Теперь о содержании. Заложить правильное восприятие интернета и научить малыша цифровой гигиене – настоящий вызов для взрослых. Виртуальную реальность нужно рассматривать в качестве дополненной – вспомогательного инструмента познания мира, способа развить мышление и исследовать недосягаемое.

Бесконтрольно оставлять детей наедине с интернетом не стоит – слишком велик для малыша соблазн «залипнуть» в мультиках и играх. Зато полезно всячески подчеркивать связь гаджета с реальным миром: гуглить фото незнакомых животных, объектов и явлений, расшифровывать новые понятия из прочитанных книг, пользоваться VR-технологиями для обучения и развития мышления.

Гаджеты – это не зло, а способ изучения мира. При соблюдении цифровой дисциплины они становятся надежными партнерами в личностном росте ребенка, особенно в связке с живой книгой.

Что говорит статистика
Несколько лет назад книги с дополненной реальностью произвели настоящий фурор на рынке детской литературы. Красочные увлекательные пособия не просто примирили гаджеты и чтение – стало понятно, что, погружаясь в виртуальный мир, дети лучше понимают и глубже запоминают предложенную тему. Наблюдаемый эффект совпал с выводами наблюдений «пирамиды Дейла». В середине прошлого века в ходе исследования обучаемости людей американский педагог Эдгар Дейл выяснил, что чем более практическим и многогранным был опыт взаимодействия испытуемых с объектом, тем лучше мозг усваивал новую информацию – до 90% против привычных 25-40%!

Благодаря VR-технологиям дети стали чувствовать себя активными участниками процесса, а КПД возрос в разы.

В 2015 году ученые университета Кельна подтвердили, что дополненная реальность развивает:
 способность к концентрации;
 самомотивацию;
 коммуникабельность;
 понимание предмета;
 самостоятельность;
 нестандартное мышление.

Если эти навыки развивать с детства, к школе малыш подойдет уверенным в себе ребенком с искренним интересом к учебе.

А как же клиповое мышление?
Фрагментарное, или клиповое, мышление – примета времени. У каждого, кто сейчас читает эту статью, оно присутствует в той или иной степени. Причина – бурный информационный поток и быстро меняющаяся реальность. Сознание приспособилось вычленять из поступающего объема данных лишь главное – самые яркие, эмоционально заряженные и запоминающиеся «кусочки».

Именно их и предлагает для обучения дополненная реальность. Проблема не в клиповом мышлении, а в том, что наша система воспитания и обучения только
начинает с ним работать. Но результаты уже есть, и они вдохновляют. Что эффективно влияет на мышление детей?

1. Комплексное воздействие одновременно на несколько каналов восприятия. Когда вы не просто читаете книгу, но и обсуждаете сюжет, разыгрываете его по ролям, разбираете мотивы и поступки героев, рисуете, лепите, слушаете о них песенку или стихотворение, это работает.

2. Совместная творческая деятельность. Речь не о «лабораторных работах» под наставничеством всезнающего куратора, а о командной работе, где каждый важен
наравне с остальными. Это невероятно мотивирует! Обязательно разрешайте детям экспериментировать, строить теории и приходить к собственным умозаключениям.

3. Обучение через игру. Игровой подход позволяет ребенку сохранять вовлеченность, проявлять инициативу и получать удовольствие от происходящего. Творить, исследовать и играть – основные виды развивающей деятельности человека, особенно в детстве.

4. Больше интерактивных элементов для изучения. Короткие ролики, инфографика, логические цепочки, анимированные презентации – поколение визуалов это ценит.

5. Дополненная реальность. Она включает в себя элементы всех перечисленных выше пунктов и делает за взрослого солидную часть «работы»: показывает, озвучивает, повторяет и помогает малышу запоминать.

Книги для успешного старта

Одна из самых удачных серий в категории VR-изданий для малышей – «Первая книга с дополненной реальностью» от издательства АСТ. Она ориентирована на развитие памяти, речи и мышления малышей 2-5 лет. В цикле вышли «Животные 4D», «Техника 4D», «Азбука 4D», «Английский алфавит 4D» и «Первая книга малыша 4D».

На каждом развороте расположены красочные тематические рисунки, короткие забавные стихи и интерактивные кнопки. Нажимая на них, малыш слышит название звука или слова, может повторить новое определение и выучить стихотворение.

Книги можно изучать стандартным способом – листая страницы и играя с кнопками, а можно активировать бесплатное приложение и запустить дополненную реальность. Достаточно просто навести камеру на страницу справа, и картинка оживет. Машины будут ездить, животные двигаться, а кто-то устроит настоящее барабанное шоу! Над созданием серии работали специалисты по детскому развитию, так что формат максимально соответствует возрастным особенностям юных читателей.

Мнение эксперта
Мы попросили прокомментировать тренд на обучающие книги с VR-технологиями Наталию Немцову. Наталия – кандидат педагогических наук, член Союза детских писателей, сценарист программ радио и телевидения, многодетная мама. Она написала немало развивающих книг для детей и создала новый жанр в детской литературе – сказочные энциклопедии.

«Книги с дополнительной реальностью прекрасно развивают и обучают. При желании малыш может самостоятельно повторять полученные знания, выполнять задания, учиться и усваивать новый материал. Одновременное использование печатной книги и мобильного приложения позволяет снизить нагрузку на зрение, ведь во время чтения ребенок переключает внимание с экрана телефона на печатные страницы, а не «висит» в гаджетах или видеоиграх. Это прекрасная возможность для «спохватившихся» родителей, которые замечают, что роль гаджетов в жизни ребенка слишком велика. В таком случае работа с книгой – способ «вернуть» малыша к печатной литературе, к общению ребенка с обучающим «предметом», постепенно расширяя взаимодействие с обычной книгой. Кроме того, это хороший способ влюбить современного ребенка в процесс чтения».

Дополненная реальность прочно вошла в жизнь наших детей. Лучшее, что могут сделать педагоги и родители, – это научить ребенка грамотно обращаться с ней и брать от книг с 4D-технологиями все самое полезное. А пользы там действительно много!

 

 

Нет комментариев