Физики откупорили бутылку с шампанским и узнали, как работает ракетный двигатель

08.06.2022

Неожиданное сравнение в ходе экспериментов сделали французские и индийские ученые. Специалисты показали, что откупоривание бутылки шампанского очень напоминает то, как действует ракетная установка. В первую миллисекунду образуются сразу несколько типов ударных волн. Очень быстро, практически за первые миллисекунды, они достигают сверхзвуковых скоростей. Ученым помогли в воссоздании всех деталей компьютерные модели,

«Наша статья раскрывает неожиданные и красивые модели, которые разворачиваются прямо у нас под носом каждый раз, когда откупоривается бутылка шампанского, — говорит руководитель исследований Жерар Лиже-Белэр из Университета Шампань — Арденны в Реймсе. — Кто бы мог подумать, что за столь привычным действием стоят столь сложные и красивые явления?»

В следующий раз, открывая игристый напиток, присмотритесь к тому, что происходит в бутылке и похоже ли это на запуск ракеты. Ученые утверждают, что в этот момент со сверхзвуковой скоростью происходит перераспределение газовых струй. Соединяясь с воздухом, они образуют ударные волны. Узоры, видимые в шлейфах ракет, — это так называемые диски Маха (термин  происходит от имени описавшего это явление австрийского физика Эрнста Маха). Возвращение к дозвуковым происходит, когда снижается давление воздушных потоков.

«В журнале Physics of Fluids от AIP Publishing компьютерное гидродинамическое моделирование показало формирование, эволюцию и рассеяние ударных волн, когда смесь углекислого газа прорывается через узкое место в первую миллисекунду после открытия пробки», — пишет Еurek Аlert

Временная последовательность, показывающая детали пробки, выброшенной из бутылки с шампанским, хранившейся при температуре
20 градусов по Цельсию, полученную с помощью высокоскоростной визуализации. Источник: eurekalert

Результаты работы опубликованы в  Physics of Fluids.

Фото на обложке: cosmo.kz