Средневековые монахи не отличались аскетизмом и ели много мяса, свидетельствует исследование

На севере Судана, примерно в 20 километрах от города Карима, находится религиозный комплекс средневековой Нубии. Монастырь Газали расположен в Вади-Абу-Дом — долине, пересекающей пустыню Баджуда. Когда-то в этих местах пролегал самый оживленный торговый путь в северо-восточной Африке.

Ученые  Центра средиземноморской археологии Варшавского университета, проведя исследование, сделали вывод, что монахи, жившие здесь в средние века, обладали высоким социальным статусом. Они хорошо питались — гораздо лучше, чем остальные жители региона, в рационе которых практически не встречалось мясо.

Ранее в ходе археологических работ в этих местах  был обнаружен  христианский монастырь VII–XIII веков, а также остатки небольшого поселения, кладбища и участка выплавки железа. Помимо изучения архитектурных особенностей строения, специалисты исследовали ДНК двух монахов, а также мирян с использованием изотопов азота. Это позволило узнать о происхождении, рационе и болезных как светских жителей, так и монахов в то время, говорится в публикации  в Журнале африканской археологии.

«Мирское население в основном потребляло дешевые продукты. Основу их рациона составляли просо и сорго — дешевые, легко выращиваемые злаки, устойчивые к сложным климатическим условиям. У монахов мы можем наблюдать гораздо большее разнообразие рациона и значительную долю других растений: пшеница, фрукты, овощи», — сообщили ученые.

Изотопные тесты показали, что монахи употребляли много мяса. Это не удивительно — в саваннах, прилегающих к долине Нила, паслись большие стада крупного рогатого скота, а также коз и овец.

«Средневековое христианство якобы подчеркивало аскетический образ жизни. Монахи — это группа, которая должна особенно придерживаться этих ограничений. Однако они ели мясо в довольно больших количествах и регулярно, не только по праздникам», — отмечается в исследовании.

Мясо могли себе позволить статусные жители общины, тем более что животных забивали только по праздникам. Жители сельской местности, считают ученые, не имели возможности так хорошо питаться.

«Это позволяет сделать выводы об относительно высоком социальном статусе монахов. Монастыри были хорошо организованы и имели доступ к финансовым ресурсам. Монахи также имели доступ к более широкому ассортименту продуктов питания» — объяснили исследователи.

Ученые проанализировали также болезни, от которых страдали жители общин Газали. Отмечается, что люди в обеих популяциях не страдали метаболическими заболеваниями. Выяснилось также, что монахи были гораздо более мобильными.

«Монастыри в средневековой Нубии были довольно популярны, и самые известные из них привлекали людей, родившихся за сотни или даже тысячи километров оттуда… В частности, предки этих двух монахов, ДНК которых анализировали, происходили из совершенно разных регионов. Один из них был выходцем с Аравийского полуострова, а другой — из Центральной Африки», — сообщили специалисты.

Исследование поможет ученым больше узнать о способах ведения сельского хозяйства и образе жизни населения в целом.

И еще: путешествовать по средневековым монастырям Судана можно, не выходя из дома. На портале «Виртуальная Нубия» можно увидеть в том числе трехмерные модели монастырского комплекса в Газали.

Фото: РАР