03.11.2020
Руководители ведущих университетов страны представили на заседании Общественного совета при Минобрнауки доклад, посвященный разработке оперативных и стратегических мер по развитию системы образования в России.
Результаты аналитической работы представили ректор ТГУ Эдуард Галажинский, ректор РАНХиГС Владимир Мау, руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и ректор УрФУ Виктор Кокшаров. Доклад рабочей группы опирается на аналитику, представленную в июле в первом докладе «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее».
В новом докладе рабочая группа предложила и обосновала оперативные и стратегические меры по решению проблем высшего образования. Речь в нем идет также о выработке направления дальнейшего развития системы. Аналитика строилась на основе социологических исследований, проведенных в марте-июле 2020 года.
В докладе отмечено, что принципиальным изменением в системе высшего образования должно стать появление новой – цифровой – дидактики. Это связано с изменением роли преподавателя и появлением таких его ипостасей, как тьютор, фасилитатор, модератор учебного процесса.
Пересматривается и зона ответственности студента: в новых реалиях он сам может формировать свою образовательную траекторию, используя институты наставничества и тьюторства, которые есть в вузах. Внешняя независимая оценка качества образования должна обеспечиваться системой студенческих олимпиад и кейс-чемпионатов, которые развиваются в онлайн-среде.
Выступавшие отметили, что трансформация образовательного процесса с акцентом на цифровые технологии включает в себя повышение интерактивности учебных курсов и разрешение вносить в образовательные программы модули, созданные в других вузах и организациях. Обязательным условием для поддержания качества программ и их своевременного обновления должны стать сервисы сбора обратной связи от студентов.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, присутствовавший на заседании, отметил, что «пандемия стала вызовом для системы высшего образования, а… приобретенный опыт дал стимул к дальнейшему развитию российской высшей школы, в том числе университетской цифровой среды».
Нет комментариев