Обмануть рак. Ученые предложили новый метод борьбы с метастазами

13.07.19

Ученые МГУ имени М. В. Ломоносова изучили связь между механизмами преждевременного и естественного старения. Их целью была разработка соединения, которое будет регулировать строение и механические свойства ядерной оболочки. Исследователи надеются, что это позволит искусственно «состарить» раковые клетки. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Genetics.

Оболочка ядра имеет внутренний слой – ядерную ламину, представляющую собой сеть белковых филаментов. Один из основных — белок ламин А. Он участвует в расположении хромосом в трехмерном пространстве ядра и регулирует структурное состояние генов. А также защищает клетку от механических повреждений. Ген ламина А часто подвергается мутациям в различных участках. Ученых заинтересовал один — синдром ускоренного старения. Он развивается из-за нарушения созревания этого белка.

«В этой работе мы стремились понять, каким образом изменение активности ядерной оболочки приводит к преждевременному старению, а также выяснить, не окажутся ли сходные механизмы причиной естественного процесса», – рассказал руководитель проекта, один из авторов статьи Игорь Киреев»

Чтобы замедлить распространение рака, ученые хотят подавить ферменты, отвечающие за созревание ламина А. В результате этого клеточное ядро как будто состарится и станет жестким. Раковым клеткам будет труднее проникать между фибриллами межклеточного матрикса, считают авторы исследования. Это достигается заменой нормального ламина А на мутантный. Чтобы этого достичь, биоинформатики хотят найти оптимальные ингибиторы фермента. Им необходимо превратить незрелый преламин А в нормальный белок. При комплексной терапии рака это позволит замедлить образование метастазов и позволит эффективнее бороться с раковыми опухолями.