Разгадана тайна древнего Храмового свитка

09.09.2019

Храмовый свиток — это самый длинный из известных свитков Мертвого моря. Эти манускрипты возрастом около 2 тысяч лет с 1947 года находят в цепи Кумранских пещер в Израиле. На данный момент обнаружено около 1000 рукописей.

Храмовый свиток выделяется из них не только размером (8,6 м, 66 колонок текста, 2,5 см в поперечнике), но и тем, что он прекрасно сохранился. Секрет такого потрясающего долголетия и попытались выяснить ученые. Исследование опубликовано  в журнале Science Advances. Чтобы создать детальный химический «портрет» фрагмента манускрипта, специалисты использовали рентгеновскую и рамановскую спектроскопию.

Выяснилось, что поверхность рукописи покрыта необычным составом, который, как предполагают ученые, и помог ей так хорошо сохраниться. Это смесь солей со следами серы, натрия, кальция и других элементов.  Два последних «ингредиента» не находили ни в одном изученном ранее свитке, более того — эти минералы «не водятся» ни в одной из Кумранских пещер, ни в самом Мертвом море.

«Понимание свойств этих минералов особенно важно для разработки перспективных методов консервации для сохранения этих бесценных исторических документов», — пишут исследователи.