Метеорит, упавший на Землю 3500 лет назад, был вырезан в наконечник стрелы охотниками бронзового века

В конце 1800-х годов археологи обнаружили наконечник стрелы в жилище бронзового века в Мёригене (Швейцария). С тех пор этот артефакт возрастом 3000 лет стал частью коллекции Исторического музея Берна.

Теперь новый анализ показал, что этот предмет не является обычным наконечником стрелы — он был изготовлен из метеорита, упавшего на Землю 3 500 лет назад, говорится в исследовании, опубликованном в сентябрьском номере журнала Journal of Archaeological Science.

«Внешне он выглядит как обычный наконечник стрелы, покрытый ржавчиной, — рассказал Live Science ведущий автор исследования Беда Хофманн, руководитель и куратор отдела минералогии и метеоритов Музея естественной истории Берна. Анализ показал, что «в нем сохранилось много металла», — сказал он.

Несколько методов, включая рентгеновскую томографию (компьютерная визуализация) и гамма-спектрометрию (процесс обнаружения гамма-излучающих радиоактивных материалов), показали, что наконечник стрелы размером с ладонь содержит не только изотопы алюминия-26, не встречающиеся в природе на Земле, но и следы сплавов железа и никеля, соответствующих метеоритам, говорится в исследовании.

Анализ также выявил следы шлифовки, оставшиеся после придания метеориту формы наконечника стрелы, и остатки смолы, которая, вероятно, использовалась для крепления острия к древку стрелы, говорится в сообщении.

Сначала ученые решили, что артефакт связан с метеоритной стоянкой Тваннберг возрастом 170 тыс. лет, расположенной менее чем в 8 км от жилища. Однако дальнейшее изучение показало, что концентрация никеля и германия (химического элемента) в наконечнике стрелы не совпадает, говорится в заявлении.

«Это не тот метеорит, о котором я подозревал», — сказал Хофманн об артефакте весом 2,9 г и длиной чуть более 3 см.

Не теряя надежды, Хофманн и его коллеги обратились к геологической базе данных, которая показала, что метеоритное место Каалиярв в Эстонии, расположенное на расстоянии более 2250 км, содержит металлы, сходные с артефактом, и что наконечник стрелы происходит от двухтонного метеорита, говорится в сообщении.

Это позволило ученым сделать вывод о том, что наконечник стрелы, скорее всего, когда-то был предметом торговли.

«Хорошо известно, что в бронзовом веке торговля на больших расстояниях была хорошо налажена», — сказал Хофманн. «Эти ранние люди, вероятно, знали, что когда в 1500 г. до н.э. здесь произошел удар, материал был ценным и имел свою стоимость».

Даже сегодня метеоритные наконечники стрел встречаются крайне редко: в Евразии и Африке обнаружено всего 55 известных предметов в 22 местах, говорится в заявлении.

С 1 февраля 2024 г. по 25 апреля 2025 г. наконечник стрелы будет выставлен в Историческом музее Берна.