22 мумии, в основном детей и новорожденных, обнаружили в Перу польские археологи

Мумифицированные захоронения 22 человек, в основном маленьких детей и новорожденных, были обнаружены в перуанском городе Барранка группой польско-перуанских ученых. Помимо тканей, которыми обертывали тела умерших, были также найдены керамика, инструменты и остатки еды.

Археологический объект, где находка находится в Перу, на окраине города Барранка на холме Серро-Колорадо в долине Пативилка. Это место известно исследователям уже несколько десятилетий. В настоящее время он состоит из четырех курганов, покрывающих постройки доколумбовой эпохи. Однако время их создания и функции остались неизвестными.

В 2022 году группа археологов из Перу и Польши, действующая в рамках группы Programa de Research «Los valles de Barranca», начала новый исследовательский проект. Ее лидером является перуанский археолог Плинио Гильен Аларкон, а соучредителем и членом — краковский биоархеолог Лукаш Майхжак. В раскопках приняли участие студенты Ягеллонского университета и университета Святого Марка в Лиме.

В прошлом году ученые определили, что зарождение комплекса относится ко второй половине XIX века. На вершине самого высокого кургана они обнаружили разрушенные захоронения III тысячелетия до нашей эры.

В этом году работы, в ходе которых были обнаружены 22 неповрежденных захоронения, проводились в рамках научно-исследовательского проекта, финансируемого Национальным агентством академических обменов. Работой группы руководит доктор Юстина Марчевка-Длугоньска из Университета кардинала Стефана Вышинского.

«Это тела, обернутые тканями и растительным материалом, которые в археологии мы называем погребальными свёртками . При исследовании человеческих останков между слоями этих тканей мы находим керамику, инструменты и предметы культа», — говорит биоархеолог Лукаш Майхжак.

Шесть из обнаруженных погребальных свертков принадлежали взрослым, а остальные 16, расположенные на некотором расстоянии, принадлежали детям, скорее всего, разного возраста.

– До недавнего времени высокая детская смертность была нормой, особенно когда ребенка отнимали от груди. Это не всегда находит отражение в археологическом материале, поскольку детей не всегда хоронили наравне со взрослыми, но зачастую их было больше, чем взрослых. В случае с Серро-Колорадо нас интересует не количество, а способ изготовления и хранения детских комплектов, – комментирует Лукаш Майхжак.

По его описанию, они расположены на такой же глубине, на высоте голов умерших взрослых особей. Все они находятся в горизонтальном положении, а тело взрослых находится в позе эмбриона с поджатыми под грудь верхними и нижними конечностями. Тела взрослых расположены вертикально, поэтому кажется, что они сидят. Все они имеют схожий внешний вид, завернуты в плотную ткань и обвиты веревкой.

«На данный момент сложно дать единую интерпретацию этой находки. Не исключено, что вся община просто хоронила в этом месте детей. Что еще вызывает недоумение, так это то, что это явно дети не старше 2 лет (судя по длине связок), некоторые из них наверняка новорожденные или груднички. Возможно, по какой-то причине детей старшего возраста хоронили в других частях кладбища», — сказал Лукаш Майхжак.

Пока команда осмотрела только площадь в 20 квадратных метров. Ученые развернули один детский сверток, в котором был похоронен новорожденный.

– Мы подвергли томографии еще две связки, поэтому знаем, что один из детей был чуть старше, а другой тоже был новорожденным, – описывает биоархеолог.

Ткань одного из уже разработанных комплектов украшена геометрическими узорами. Остальные связки, как предполагает Майчжак, могут содержать изображения животных и богов. Материалы, в которые заворачивали умерших, должны были пригодиться в загробной жизни.

«В Андском посмертном видении человек путешествует целый год, пока не достигнет места назначения. Значит, ему нужна еда. В нескольких связках мы даже нашли кукурузные початки и другие неопознанные растительные материалы».

Однако что касается андских могил, то сосудов было немного, по 4-5 на каждую связку, — описывает исследователь.

Исследователи проанализируют последующие погребальные связки, которые ученые ориентировочно датируют 1000–1100 годами нашей эры. Эти предварительные выводы будут подтверждены радиоуглеродным датированием.

Ученые с помощью компьютерной томографии исследуют полностью сохранившиеся погребальные связки без видимых повреждений. Это позволит провести неинвазивный антропологический анализ. На дальнейших этапах планируют провести химические анализы и изотопный анализ, в том числе изотопа стронция, что позволит уточнить, имеем ли мы дело с местным населением.