Спиритизм: наука против мистики
В середине XIX века мир неожиданно захлестнула мода на спиритизм. Кто-то воспринимал спиритические сеансы как баловство, кто-то всерьез увлекался ими, кто-то решительно осуждал. Немало было и тех, кто стремился рассмотреть спиритические явления с научной стороны. Как это происходило и к каким результатам привело, расскажем в этой статье.
Как появился спиритизм?
На протяжении всего своего сознательного существования человечество пыталось проникнуть в тайны загробной жизни, установить контакт с царством умерших и таким образом разгадать секреты царства живых. Практически в каждой культуре существовали свои практики подобного рода и свои «профессионалы» в этой области: от пифий Греции до шаманов диких племен. Однако датой рождения современного спиритуализма как религиозного течения, получившего свое название от латинского spiritualis «духовный» и spiritus «дух», считается 1848 год. Именно тогда с американской семьей Фокс, проживающей в Гайдсвилле (штат Нью-Йорк), начали происходить загадочные происшествия.
Когда члены семьи — отец, мать и дочери — садились за стол и клали на него руки, в нем начинали раздаваться потрескивания и стуки, стол приходил в движение, качался из стороны в сторону. Создавалось впечатление, что рядом с членами семьи присутствует еще кто-то — некий невидимый дух.
Сестры Маргарет и Кейт Фокс быстро наладили «контакт» с духом, который, как они утверждали, принадлежал торговцу-разносчику, убитому прежним хозяином дома. «Стуки» стола переводились в систему символов — цифр и букв — которые наделялись смыслом.
Вскоре к Фоксам зачастили соседи, жаждущие получить совет от духов или раскрыть с их помощью какие-либо тайны. Оккультные занятия принесли сестрам Фокс не только известность, но и большие деньги. О них печатались статьи в газетах, Фокс устраивали гастроли со спиритическими сеансами, где вызывали духов для любопытной публики, и даже успели выступить перед правительством Соединенных Штатов. Вскоре мода на спиритуализм перекочевала и в Европу, где стала распространяться со скоростью света.
Почему спиритизм так быстро захватил умы современников? Профессор Славяно-греко-латинской академии, о. Сергий (Храмешин), так отвечает на этот вопрос: «На фоне кризиса веры и секуляризации в западном мире у многих людей возникла потребность в "новом" духовном опыте, который бы удовлетворял их жажду сверхъестественного и мистического. Одновременно наука стала стремительно развиваться, и многие люди, утратив веру в Бога, искали объяснения загробной жизни».
Вероятно, для стремительного распространения спиритуализма и спиритических практик можно найти и другие объяснения, но, несомненно, духовный кризис в обществе был в их числе. «Отхождение от веры» и стремительное развитие естественных наук побуждало людей искать новое объяснение того, что происходит «по ту сторону» жизни. Причем такое объяснение, которое можно было увидеть и услышать наяву: в виде «движения предметов», «стуков» и др. Вслед за сестрами Фокс стали плодиться и множиться десятки медиумов.
Облечь мистический опыт последователей Фокс в теоретические труды попытался французский ученый Аллан Кардек (1804–1869). До пробуждения в нем интереса к спиритизму Кардек выступал членом нескольких ученых обществ, в том числе Королевской академии в Арасе. Он также основал в своем доме бесплатные курсы, где преподавал химию, физику, сравнительную анатомию, астрономию, арифметику и языки. Поначалу он был скептически настроен по отношению к только что вошедшим в моду спиритическим сеансам. Но, исследовав способности многих медиумов, изменил свое мнение и пришел к выводу о реальности жизни после смерти. В 1857 году Аллан Кардек издал первую книгу по спиритизму, которая впоследствии приобрела репутацию «спиритической библии», — «Книгу Духов». Интересно, что Аллан Кардек — это псевдоним, который был взят им в результате спиритического сеанса. Настоящее имя ученого — Ривай Ипполит Леон Денизар, однако «духи сообщили», что в прошлой жизни он был друидом, носившим имя Аллан Кардек.
Как выглядели спиритические сеансы?
Обычно участники сеанса садились вокруг стола и образовывали «цепь», которая не разрывалась до окончания практики: каждый касался своими руками рук соседей с обеих сторон.
После этого участники сеанса призывали дух прийти в «мир живых». При желании получить ответы на вопросы один из присутствующих управлял сеансом и вслух задавал их духу. Ответ можно было получить с помощью «стуков». Стоило только условиться, что, например, один стук значит «а», два — «б» и т.д. В сеансах также могла использоваться так называемая «доска Уиджа», первоначально изобретенная для детских игр, на которую были нанесены цифры, буквы и слова «да» и «нет». Участник сеанса мог поместить пальцы в указатель, который «силами духа» перемещался для того, чтобы дать ответ на вопрос.
С точки зрения психологии все детали спиритического ритуала имели определенное значение. Так, по словам психолога Артура Вафина, доцента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, стол может символизировать защитный объект или границу между сознательным и бессознательным. Участники сеанса, сидящие вокруг стола, как будто собираются вокруг чего-то фундаментального, как древние люди у костра. Вместе с тем стол — это символ коллективной психики, а также граница между жизнью и смертью. Это не только врата в иной мир, но и щит. Смыкание пальцев в спиритическую цепь может символизировать стремление к единению и коллективной идентификации, а создание такой цепи — ритуал, в котором участники подтверждают свои связи друг с другом, избавляясь от бессознательного страха одиночества.
Появление спиритизма в России
Вслед за Европой мода на спиритизм докатилась и до России, где поначалу захватила высший свет. Одной из преданных поклонниц спиритизма в императорской семье стала Александра Иосифовна, супруга великого князя Константина Николаевича. В то время новый император Александр II, вступивший на престол в 1856 году, остро нуждался в духовной поддержке. Это было одной из причин, по которой в Россию был приглашен именитый европейский медиум Даниэль Дуглас Юм. Медиум провел три сеанса, за которыми наблюдали члены императорской семьи и приближенные из высшего света. То, как проходили эти сеансы, описала в своих дневниках Анна Тютчева, дочь известного поэта, бывшая в то время фрейлиной жены наследника престола: «Должна сказать, что вид Юма во время сеанса произвел на меня более сильное впечатление, чем все остальное. В обычное время лицо Юма довольно незначительно. Но во время сеанса какой-то внутренний огонь как будто излучается от него сквозь смертельную бледность, покрывающую его черты; глаза его широко раскрыты, уставлены в одну точку и сияют фосфорическим блеском, рот полуоткрыт, как у человека, который дышит с трудом».
На первых двух сеансах присутствующим «явился» дух императора Николая I, отвечавший на вопросы Александра II «стуком». Государь тщательно записывал ответы на бумаге, но, увы, они не принесли ему ожидаемых просветлений. Вскоре его интерес к Даниэлю Дугласу Юму угас.
Однако слух о сеансах спиритизма, проходивших в кругу императорской семьи и придворных, уже начал распространяться. Очень скоро приверженцев этого увлечения, именовавшегося по-разному — мистицизм, спиритуализм, спиритизм, «столоверченье» — можно было найти практически среди всех слоев общества, а также среди интеллектуальной и художественной элиты.
В числе поклонников нового увлечения оказались многие весьма авторитетные личности, с мнением которых нельзя было не считаться: Александр Аксаков - племянник известного писателя С. Т. Аксакова, химик Александр Бутлеров, зоолог Николай Вагнер. Все они активно изучали спиритизм, писали о нем как о реальном явлении, которое, однако, нельзя было объяснить с помощью естественных наук. Или все-таки можно? В конце концов ответ на этот вопрос решено было дать при помощи самого тщательного научного расследования.
Комиссия для рассмотрения медиумических явлений
Комиссию для рассмотрения медиумических явленийв 1875 году учредило Русское физическое общество, а возглавил ее известный ученый Дмитрий Менделеев. О причинах создания комиссии сам Менделеев писал так: «Занятия спиритизмом могут распространить суеверие и отрывают здоровый взгляд на предметы. Для этого не нужно игнорировать их, нужно рассмотреть и выяснить, что из происходящего на сеансах можно объяснить с точки зрения естественных наук». В комиссию вошли 12 членов Физического общества при Санкт-Петербургском университете, которые не верили в спиритические явления. Чуть позже к ним присоединились в роли экспертов три адепта мистицизма: уже упомянутые Александр Аксаков, Александр Бутлеров и Николай Вагнер.
Было решено, что перед началом наблюдений за медиумическими явлениями стоит обратиться к отраслевой литературе и ученым, которые уже имели дело со спиритизмом. Отобрать медиумов для спиритических сеансов и подсказать нюансы работы с ними было поручено Аксакову, Бутлерову и Вагнеру. Также Менделеевым было принято решение о создании для проведения сеансов специальных устройств и материалов, которые на основе химических и физических законов позволят Комиссии в ходе работы сделать неоспоримые выводы.
За время работы комиссии было проведено 19 заседаний, в том числе с участием медиумов: братьев Петти и мисс Клайер. В целесообразности приглашения Уильяма и Джозефа Петти комиссию уверил Александр Аксаков. В итоге с участием братьев было проведено шесть сеансов. Особо интересовала комиссию природа происхождения «медиумической жидкости», появляющейся на листах бумаги при сеансе спиритизма с участием братьев Петти. По словам Юлии Шуваловой, историка, писателя, переводчика, чтобы оценить состав этой влаги, Менделеев предложил использовать бумагу, пропитанную трихлоридом железа, который краснел при соприкосновении с человеческой слюной. В итоге в тех случаях, когда медиуму завязывали лицо или рот платком, пятен не было, а когда медиум был свободен, на бумаге появлялись красные разводы. Вывод был очевидным: «медиумическая жидкость» представляла собой… слюнные капли. То есть во мраке спиритического сеанса юный медиум умело и незаметно для участников плевался.
Провалом закончился и второй опыт с участием братьев-медиумов: попытка вызвать звон колокольчика, отделенного от медиума занавеской и располагавшегося в запертой клетке. Эксперимент проводился в полумраке. В итоге братья выжидали в тишине до 50 минут, после чего, пользуясь темнотой, пытались прицепить к колокольчику тонкую нитку.
Следующий раунд спиритических сеансов проводился с мисс Клайер, медиумом, обладавшим способностью к так называемому «столоверчению». По указанию Менделеева для исследования этого явления были изготовлены два специальных стола. Первый — «манометрический», столешница которого не крепилась непосредственно к раме стола, а была установлена на системе манометрических датчиков. Манометры регистрировали любое давление на столешницу и могли различать давление рук медиума отдельно от давления рук других участников спиритического сеанса.
Вторым устройством был так называемый «пирамидальный стол». Четыре его ножки расходились под большими углами из одного крепежного узла, расположенного ниже центральной части стола. Наклонить подобный стол и подсунуть под его ножку, например, носок ботинка, было физически намного труднее, чем сделать то же самое с простым столом с прямыми ножками, так как существенно увеличивалось плечо приложения силы. В итоге с мисс Клайер было проведено четыре заседания. На первом возможности медиума проверялись с помощью манометрического стола, в результате чего «столоверчений» так и не было обнаружено. На трех остальных сеансах использовался пирамидальный стол, приподнять или покачать который мисс Клайер так и не удалось.
Прежде чем обнародовать свои окончательные выводы, комиссия провела с 8 по 21 марта 1876 г. еще четыре заседания, на которых подводились итоги работы. Новых серьезных оппонентов, которые бросили бы вызов комиссии, чтобы доказать медиумические способности, не нашлось, и на основе полученных данных было сделано заключение о том, что в рамках эксперимента необъяснимых спиритических явлений не наблюдалось.
Выводы комиссии в обществе приняли не все, хотя ее деятельность и повлияла на снижение интереса к спиритическим сеансам. Так, например, сомнения в корректности выводов комиссии были высказаны на страницах журнала «Ребус», который издавался с 1881 года в Санкт-Петербурге В. И. Прибытковым, и в котором активно печатались адепты мистицизма. К слову, одна из сестер Фокс, Кейт, славившаяся особенно сильными медиумическими способностями, в 1883 году по приглашению Александра Аксакова посетила Россию и даже была принята членами царской семьи, для которой провела несколько сеансов.
Спиритическая комиссия в Великобритании
Россия была не единственной страной, в которой явление спиритизма пытались подвергнуть доказательной, научно обоснованной критике. В 1882 году в Лондоне Уильямом Барреттом и Эдмундом Доусоном Роджерсом было учреждено Общество психических исследований, которое ставило своей целью изучение паранормальных явлений. В обществе состояли как известные ученые того времени, такие как физик и химик Уильям Крукс, так и люди искусства, в числе которых был горячий поклонник спиритизма писатель Артур Конан-Дойл, а также психологи и психиатры, например, Чезаре Ломброзо. Были в числе членов общества даже фокусники и иллюзионисты, например, Гарри Гудини. Кстати, знаменитый иллюзионист прославился наиболее безжалостным разоблачением спиритических мистификаций.
Интересно, что спустя 40 лет после первого спиритического сеанса сестер Фокс, одна из них, Мегги, также призналась в мистификациях. По ее словам, на самом деле они с Кейт никогда не общались с духами. В детстве они из озорства решили испугать родителей и стучали по полу яблоком, подвешенным на нитку. А когда все внезапно поверили в духов, Кейт и Мегги побоялись признаться во лжи и научились хрустеть суставами рук и ног, а также незаметно стучать по полу, имитируя звуки «потустороннего мира». Появление подобных откровений и выводы, сделанные на основе работы с медиумами серьезных ученых комиссий, сильно подорвали доверие к спиритизму. И хотя увлечение «столоверчением» продолжалось до 1920-х годов, в дальнейшем оно воспринималось скорее как причуда, чем как серьезное занятие, достойное внимания образованных людей.
Впрочем, по мнению Юлии Шуваловой, вера в «спиритизм», увы, не оставила людей окончательно: «В 1990-е люди заряжали воду с Чумаком, ездили к Ванге и принимали сеансы от Кашпировского. Популярность «Битвы экстрасенсов» и свободная продажа эзотерических СМИ и книг говорят сами за себя. Наконец, достаточно окинуть беглым взглядом число психологов и эзотериков, которые применяют в работе «ясновидение», «яснознание», «яснослышание», вычитывают Хроники Акаши и получают сообщения от жителей других планет и галактик, чтобы понять: сегодня комиссии Менделеева тоже было бы чем заняться».
Валерия Стопичева
Изображение на обложке: Freepik