Шкала «измерений поступков». Современные дети страдают из-за отсутствия наказаний
Ученые считают, что в современном обществе все больше родителей отказываются от привычных методов воспитания, включающих наказания. Тем не менее, по мнению профессора Бориса Рыжова, психолога Московского городского педагогического университета (МГПУ), такая практика может привести к нежданным негативным последствиям для развития детей. Специалист отмечает, что отсутствие строгих мер лишает детей важного "инструмента" для оценки их поступков, что является необходимым аспектом для полноценной социализации.
Психолог отмечает, что на протяжении значительной части человеческой истории процесс воспитания сочетал как награды, так и наказания. Это формировало определенную систему ориентиров, в рамках которой дети учили себя оценивать свои поступки и последствия. Наказания выполняли роль "отрицательного полюса", позволяя детям осознать границы приемлемого поведения.
Интересно, что многие выдающиеся люди прошлого получали наказания в детстве, но это не стало преградой для их успехов. Профессор приводит в пример знаменитого скульптора Ренессанса Бенвенуто Челлини, чья мать в непростой момент, когда он заметил огненную "саламандру", слегка его ударила, чтобы запечатлеть этот момент как знак будущего величия.
Будущий русский император Николай I также подвергался физическим наказаниям от своего наставника. Он, в свою очередь, применял аналогичные методы воспитания к своему сыну Александру II. Эти факты показывают, что такие методы воспитания были нормой и среди аристократии.
Ученый отмечает появление нового кризиса 25-летних, связанного с неготовностью к требованиям взрослой жизни. Профессор считает, что это может быть следствием изменившихся подходов к воспитанию, которые не обеспечивают достаточной подготовки к реальности за пределами защищенной среды детства и юности.
Современные принципы воспитания, по мнению профессора, создают дисбаланс, так как лишают детей четкого представления о последствиях своих действий. Борис Рыжов подчеркивает, что маленькие дети не всегда способны к саморегуляции и нуждаются во внешних сигналах для формирования правильного поведения.
Фото: Freepik