Новые наноматериалы для использования в высокотехнологичных отраслях создают в ЮНЦ РАН

Коллектив молодых ученых ЮНЦ РАН, работая в рамках гранта Президента РФ «Гибридные наногетероструктуры высокотемпературный мультиферроик/сегнетоэлектрик-релаксор для применения в функциональной электронике и МЭМС: технология синтеза, структурные (фазовые) особенности и физические свойства», проводит перспективные исследования в области разработки и создания новых наноразмерных тонкопленочных структур на основе уже известных материалов.

Это позволяет целенаправленно изменять свойства этих материалов, открывая дополнительные возможности их использования. Уже получены важные результаты исследований.  С использованием отечественных технологий синтеза впервые удалось разработать методологические подходы, установить закономерности формирования структуры и физических свойств гибридных наногетероструктур высокотемпературного мультиферроика (BiFeO3) и сегнетоэлектрика-релаксора (Sr1-хBaхNb2O6).

Работы проводились  в лаборатории, оснащенной оборудованием российского производства. В 2023 году ученым ЮНЦ впервые удалось по собственной технологии изготовить данные многослойные гетероструктуры (более 10 образцов).  Они были выращены в виде монокристаллов на подложках MgO(001) с предварительно осажденным слоем SrRuO3.

Возглавляет молодежный коллектив доктор физико-математических наук Анатолий Павленко. В работе также участвуют кандидат  физико-математических наук Даниил Стрюков и аспиранты  Карина Жидель и Яна Матяш.    Как рассказал Анатолий Павленко, в последние годы в России интенсивно развиваются нанотехнологии, находя применение во многих передовых направлениях современной техники.

«В связи с западными санкциями возникла потребность в создании отечественной элементной базы на основе только российских технологий. На решение этой научной проблемы как раз и нацелен наш проект», — отметил Анатолий Павленко.

Фото: ЮНЦ РАН