Аутизм и мозг. Что выяснили ученые МГУ о детях с РАС
На Международном форуме «Ребёнок в цифровом мире», организованном МГУ имени М.В. Ломоносова, были представлены результаты исследования, посвященные особенностям работы мозга у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Эти выводы помогут в разработке новых терапевтических подходов.
Последние исследования показывают, что распространенность РАС среди детей неуклонно растет и может достигать 1-3% детской популяции. Однако постановка диагноза РАС остается сложной задачей. Природа РАС до конца не изучена, но известно, что они связаны с функционированием нервной системы и развиваются на пренатальных и ранних послеродовых стадиях.
Научная группа под руководством кандидата психологических наук Ольги Сысоевой, занимающаяся нейробиологией устной и письменной речи при расстройствах развития, исследовала особенности функционирования мозга у детей с РАС и нейротипичных детей.
«Нашим основным интересом является изучение связи между генами, нейронными процессами и психологическими функциями у детей с РАС и нейротипичных детей»
— Ольга Сысоева, научный руководитель направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития».
Исследование включало запись электрической активности мозга у 148 детей с РАС и 173 нейротипичных детей. Результаты показали, что у нейротипичных детей более сильные связи между областями мозга, отвечающими за социальное понимание, контроль эмоций и подавление двигательной активности.
У детей с РАС выявлена возрастная зависимость активации мозга: гиперактивация до 6-7 лет и гипоактивация в старшем возрасте. Эти связи затрагивают области мозга, отвечающие за эмоции, сознание и внимание, что может способствовать когнитивным и поведенческим нарушениям у детей с РАС.
«Большое внимание мы уделяем возрастным изменениям функционирования мозга, в частности, исследуется возрастной период от раннего детства до подросткового возраста, который является критически значимым для РАС»
— Ольга Сысоева.
Полученные результаты подчеркивают различия в функционировании мозга у детей с РАС и нейротипичных детей, а также влияние возраста на эти различия. Исследование указывает на необходимость разработки терапевтических подходов для нормализации функциональных связей у детей с РАС, таких как биологическая обратная связь, музыкальная терапия, гормональные терапии и транскраниальная магнитная стимуляция.
На форуме выступили эксперты из 40 стран мира. Официальные языки мероприятия — русский, английский и испанский — позволили участникам обменяться опытом и знаниями о роли цифровых технологий в развитии и образовании детей.