Золотые наночастицы в борьбе с раком. Новые достижения российских учёных

Российские исследователи установили, что использование полимерных капсул для упаковки золотых наночастиц, способных вырабатывать молекулы кислорода при облучении светом, значительно повышает их эффективность в лечении опухолей. Этот метод оказался более действенным, чем применение чистых наноструктур из золота, сообщил пресс-служба МФТИ.

Золотые наночастицы увеличивают общую эффективность фотодинамической терапии, но их действие снижается в биологических средах из-за образования «белковой короны» — оболочки из белков, прилипших к поверхности наноструктур. Группа исследователей под руководством профессора Дмитрия Горина из «Сколтеха» нашла решение этой проблемы: упаковка наночастиц в полимерные капсулы. Внутри этих капсул также содержится специальный краситель, который поглощает свет и производит агрессивные молекулы.

Наночастицы золота работают как аналог фермента каталазы, который разрушает молекулы перекиси водорода, создавая активные формы кислорода, способные убивать раковые клетки. Однако в биологических средах эффективность этих наночастиц обычно снижается. Исследования, проведённые учёными из «Сколтеха», МФТИ и Университета ИТМО, показали, что уменьшение размера наночастиц до трёх нанометров и их упаковка в полимерную оболочку толщиной менее микрона сохраняют их активность.

Использование полимерной упаковки значительно уменьшает слипание наночастиц и образование «белковой короны», что обеспечивает более стабильное действие. Эти наноструктуры оказались более эффективными по сравнению с микрокапсулами, содержащими только краситель, и на несколько порядков превзошли по эффективности чистые молекулы вещества.

Исследователи надеются, что их подход позволит разработать высокоэффективные и безопасные формы фотодинамической терапии для лечения рака, что открывает новые возможности в онкологии.