Ученые изменили представления о работе препаратов от мигрени

Мигрень – это хроническое заболевание, при котором приступы головной боли длятся от 4 часов до 3 дней. На это время человек становится практически беспомощным – любое движение усиливает боль. Лекарства помогают бороться с симптомами, но вылечить мигрень полностью невозможно.

Ученые проводят эксперименты, чтобы лучше изучить заболевание. Так в ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова и ИТМО проверили, какое воздействие на пациентов с мигренью оказывает нитроглицерин и как работают популярные препараты для снятия ее симптомов – триптаны.

Исследователи разделили 25 крыс на две группы: основную и контрольную. Первой группе ввели антимигренозный препарат суматриптан в двух различных дозах, а второй – физраствор. После всем крысам ввели нитроглицерин – его ученые используют для создания «искусственной мигрени» при тестировании новых препаратов.

Вопреки ожиданиям, нитроглицерин оказал на крыс двойственный эффект. У одной половины крыс в контрольной группе сосуды расширились, а у второй – сузились. Но самое главное открытие – у всех животных основной группы суматриптан в обеих дозах не предотвращал расширение сосудов, что противоречит устоявшимся представлениям о принципах его действия.

Данные исследования позволят пересмотреть тактику лечения пациентов с мигренью, в частности тех, кто принимает нитроглицерин для терапии ишемической болезни сердца. Ученые также планируют продолжить эксперименты с другими препаратами.

«Результат исследования довольно важен, так как он дает дополнительную информацию о том, как влияют нитраты и триптаны на сосуды головного мозга, как происходит взаимодействие этих вазоактивных препаратов и как именно триптаны оказывают свой антимигренозный эффект. Кроме того, наши данные имеют критическое значение при рассмотрении тактики лечения триптанами пациентов с мигренью, также страдающих ишемической болезнью сердца и получающих терапию нитратами», — отметил один из авторов статьи, доцент физико-технического мегафакультета ИТМО Максим Волынский.

Результаты работы, поддержанной Российским научным фондом, опубликованы в журнале Nature.

Наука.рф