Тоже лекарство? Вирусы из фекалий жирафов и лемуров могут стать основой антибактериальных препаратов

Исследователи из Университета Шеффилда в Англии искали и обнаружили бактериофаги, то есть вирусы, инфицирующие бактерии, в фекалиях животных Йоркширского парка дикой природы, где обитают 475 особей, представляющих более 60 видов фауны. Среди найденных бактериофагов оказались те, что убивают устойчивые к антибиотикам специ­фические бактерии, обитающие в язвах диабетической стопы. Невозможность избавить такие язвы от инфекции неизбежно приводит к ампутации стопы, а то и всей конечности. По мере распространения антибиотикоустойчивости во всем мире фаготерапия становится последней возможностью победить не поддающиеся лекарственному лечению бактерии. И связано это отчасти с тем, что самих мишеней у них немного: фаги поражают бактерии одного или нескольких штаммов внутри одного вида, а это значит, что они не оказывают на бактерии селективного давления, чтобы те становились фагоустойчивыми, как в случае устойчивости к антибиотикам широкого спектра. А потому «чем большее количество бактериофагов мы обнаружим, тем шире может быть фаготерапия», — сказал в комментарии Live Science заведующий кафедрой микробиологии Шеффилдского университета Грэм Стаффорд, руководитель исследования в парке дикой природы.

Прежде ученые выделяли фаги из ротовой полости человека, поскольку искали те из них, что могут быть использованы против бактерий, инфицирующих корни зубов. Также искали фаги в выделениях сельскохозяйственных животных, таких как коровы и куры. Сейчас Стаффорд с коллегами извлекли бактериофаги из фекалий гвинейских павианов (Papio papio), жирафов (Giraffa), висайских бородавчатых свиней (Sus cebifrons), бинтуронгов (Arctictis binturong) — это пушистые длинноусые млекопитающие семейства вивверовых, а также нескольких видов лемуров. Полученный материал проверяют на способность инфицировать культуры различных патогенных бактерий, а особое внимание уделяется стафилококкам, обитающим в незаживающих язвах диабетической стопы. В настоящее время Стаффорд с коллегами работают над созданием формулы «фагового коктейля», смеси очищенных и размноженных в лабораторных условиях препаратов бактериофагов, которую можно было бы использовать в виде наружного средства. Фаготерапия разрабатывается во многих лабораториях мира, кое-где ученые уже дошли до ранних стадий клинических испытаний, в которых подтверждена безопасность такого лечения для людей.