«Протез» для печени позволит вылечить цирроз

Многие болезни печени, такие как цирроз, лечатся резекцией — удалением части органа. У таких операций есть множество осложнений, поэтому ученые ищут способ лечить печень более безопасно и эффективно.

Специалисты РХТУ им. Д. И. Менделеева разработали новый способ восстановления повреждённых тканей печени. Они предложили устанавливать на место удалённой части специальный клеточный каркас. Благодаря уникальным материалам он будет обрастать новыми клетками печени и позволит ей быстрее восстановиться.

Основа каркаса состоит из аэрогеля, состоящего из биополимеров — полисахаридов естественного происхождения. Это высокопористый материал, заполненный газом. Имплант будут печатать на 3D-принтере индивидуально для каждого пациента и обрабатывать специальными препаратами: антибиотиками для подавления воспаления и стволовыми клетками пациента для ускорения процесса восстановления.

Для создания имплантов ученые разработали собственный 3D-принтер и новый способ обеззараживания медицинских изделий. Обычные методы стерилизации не подходят для биополимеров, поэтому их будут обрабатывать сверхкритическим диоксидом углерода и надуксусной кислотой.

Аэрогель уже успешно испытан на животных. Материал ввели под кожу лабораторным крысам и убедились — он не токсичен, не вызывает отторжений и полностью безопасен для живых организмов. Дальше специалистам предстоит пройти полный цикл доклинических и клинических исследований. В медицинскую практику метод сможет быть внедрён через несколько лет.

Проект получил поддержку Российского научного фонда