Польские специалисты создали новый, более эффективный метод лечения глиом

Специалисты из польского города Быгдощ разработали новый метод более точной диагностики глиомы, позволяющий более эффективно проводить операции на этой чрезвычайно опасной опухоли головного мозга.

Глиобластома — одна из самых сложных опухолей для лечения и операции. Серьезной проблемой является недооценка размеров этих опухолей из-за ограниченных возможностей визуализации головного мозга с помощью магнитно-резонансной томографии. Новый метод предполагает использование модифицированной позитронной компьютерной томографии (ПЭТ).

Его авторами являются специалисты Онкологического центра и 10-го военного клинического госпиталя в Быдгоще, а также Collegium Medicum Университета Николая Коперника и Быдгощского технологического университета, сообщает издание «Nature Communications». Они утверждают, что это может достичь клинической практики в течение нескольких лет.

«Мы показали, что в каждом случае мы можем определить инфильтрацию глиомы за пределами области, видимой на МРТ. Это указывает на то, что даже самая радикальная резекция опухоли с использованием МРТ фактически оставила значительную часть опухоли, что привело к быстрому рецидиву заболевания. Это открытие является следствием нашего главного достижения — проверки другого метода визуализации мозга: ПЭТ-исследования с использованием тирозина, меченного фтором», — говорит профессор Мацей Харат из Быдгощского технологического университета, один из авторов новой концепции исследования и первый автор статьи, представляющей открытие.

Специалист поясняет, что визуализация глиомы с помощью ПЭТ-позитронно-эмиссионной томографии начинается с введения пациенту безвредных количеств быстро распадающегося радиоизотопа фтора 18F, введенного в молекулы тирозина — аминокислоты, откладывающейся в гораздо более высоких концентрациях в раковых клетках, чем в здоровом мозге. Когда молекула тирозина оказывается внутри опухоли и атом радиоизотопа распадается, одной из испускаемых частиц будет позитрон, антиматериальный эквивалент электрона.

Поскольку в организме больного много электронов, позитрон быстро ударяется об один из них и аннигилирует его, т. е. превращается в энергию. Два фотона с характерной энергией затем выбегают из точки аннигиляции в противоположных направлениях. ПЭТ-томограф регистрирует пары таких фотонов и по разнице во времени обнаружения определяет место, где произошла аннигиляция, указывая тем самым местоположение опухолевых клеток.

Исследования специалистов  показали, что многообещающим вариантом визуализации глиомы может быть дополнение магнитно-резонансной томографии ПЭТ-томографией с использованием тирозина, выполняемой в двух временных точках. До сих пор попытки использовать тирозиновую ПЭТ в качестве маркера для определения границ злокачественных глиом предпринимались через 20–40 минут после введения радиофармпрепарата. Предположение проф. оказалось решающим. Малковского, что молекулы тирозина могут быть поглощены опухолью раньше.

Установлено, что при проведении теста практически сразу после введения индикатора картина опухоли иная, поскольку поглощение тирозина особенно интенсивно происходит в наиболее агрессивных опухолевых клетках. Более того, изображение глиомы, полученное таким способом, отличается от изображения, полученного с помощью МРТ или современных методов ПЭТ. Далее было отмечено, что в некоторых случаях прогрессирование заболевания при использовании нового метода наблюдалось на восемь месяцев раньше, чем при использовании МРТ.

«В нейроонкологии ПЭТ-томография все шире применяется на этапе диагностики или мониторинга заболевания, однако МРТ по-прежнему используется для определения цели хирургического вмешательства или лучевой терапии. Чтобы доказать большую полезность ПЭТ с использованием тирозина, нам пришлось не только четко проверить природу клеток в тех местах, где изображения обоих методов были настолько разными, но и показать, что именно в ранний период после введения тирозина мы обнаруживаем наиболее агрессивные области злокачественных опухолей», — отмечает Мацей Харат.

Полезность нового метода визуализации глиом была подтверждена биопсией головного мозга пациентов. На основании ПЭТ-изображений, выполненных в Онкологическом центре в Быдгоще, в 10-м военном клиническом госпитале была проведена биопсия опухолей головного мозга: после получения согласия пациентов были взяты небольшие образцы из областей, измененных при ПЭТ и/или МРТ.

Детальный анализ биологического материала подтвердил значительно большую точность нового метода визуализации глиом . Благодаря этому во время операции или лучевой терапии можно будет не только точнее удалить раковые клетки, но и сохранить нормальную ткань мозга.

«Собранные данные позволят нам лучше планировать дальнейшие клинические испытания и, надеюсь, после их внедрения в клиническую практику мы, наконец, улучшим результаты лечения этого одного из самых худших видов рака у человека», — подчеркивает профессор Мацей Харат.

Изображение на заставке: РАР